Солдатова Людмила Викторовна
Консультация «Совместная работа психолога и инструктора по физической культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная работа психолога и инструктора по физической культуре, направленная на снятие эмоционально-мышечного напряжения, закомплексованности и на развитие волевых качеств ребёнка (из опыта работы)
Актуальность данной темы
Проблема детской застенчивости, робости, неуверенности в себе и зажатости прекрасно видна во время спортивных занятий. При хорошем физическом развитии ребёнок ощущает себя «неумехой» и стесняется показать себя, раскрыть свой внутренний потенциал перед другими. Эти негативные чувства по отношению к себе особенно усиливаются, если он попадает в неожиданную ситуацию (спортивное состязание, в только что сформированную спортивную команду. Страх подвести команду настолько сильный в восприятии малыша, что он полностью теряется и перестаёт идти на контакт.
Публикация «Консультация „Совместная работа психолога и инструктора по физической культуре“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Застенчивый, неуверенный в своих силах ребёнок убежден, что все внимание окружающих направлено только на него. И что это внимание обязательно негативное. Что окружающие критически оценивают его внешность и поведение, видят все его недостатки.
В спорте содействие между психологом и инструктором по физкультуре означает достижение максимальных для ребёнка результатов и создание благоприятных условий для его физического и личностного развития, и осуществляться оно должно на всех этапах спортивной деятельности.
Психологическое сопровождение психолога и инструктора в спортивный мероприятиях - это комплексная деятельность, включающая в себя следующие компоненты: психологическую подготовку, психологическую готовность и подготовленность.
Для чего нужна совместная работа психолога и инструктора:
во-первых, это один из видов социально-психологического патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, в рамках деятельности детского сада;
во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой - создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и в результате -эффективного выполнения отдельным ребёнком своих основных спортивных функций;
в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающими и теми, кто нуждается в помощи.
Цели и задачи:
Цель: полноценная реализация потенциала личности и удовлетворение потребностей ребёнка спортивной в деятельности.
Задачи:
1. Анализ социально-психологических условий спортивной деятельности (проблемы социализации ребёнка в спортивной команде, скорость социальной адаптации, успехи в спорте)
2. Исследование особенностей развития и формирования личности в условиях спортивной деятельности (изучение механизмов формирования и динамики личности, мотивов, двигательных способностей в спорте)
3. Изучение психологических основ формирования двигательных навыков и качеств (специализированные восприятия, психологические особенности различных видов спорта и видов тренировки, методы управления психическими состояниями)
4. Обоснование факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности (динамика психических процессов в соревновательной деятельности, психическая устойчивость и надежность, психические состояния, прогнозирование успешности)
5. Определение основ психологического обеспечения спортивной деятельности (психоспорттраммы и психологические типологии видов спорта, методы управления психическим состояниями в спортивной деятельности, диагностика, консультирование и психокоррекция)
Игры и упражнения:
Для лучшего взаимодействия и раскрепощения детей между собой в команде, существует ряд физически-психологических упражнений, игр и пальчиковой гимнастики.
Один организм
Цель: Игра направлена на сплочение группы. Дети встают в круг взявшись за руки. Взрослый объясняет правила: на счет «один» – все делают вдох, на счет «два» – выдох; все, как единый организм. Следующий этап игры – стук сердца: «тук» – шаг вперёд, держась за руки, «тук» – шаг назад. Все движения должны выполнятся синхронно.
Слепец и поводырь
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.
По окончанию игры педагог просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Клеевой ручеёк
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Нос к носу
Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.
Содержание. Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя.
«Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.
Волшебные водоросли
Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.
Прорвись в круг
Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий по итогам прошедших занятий определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя менее всего включенным в группу, и предлагает ему первым начать упражнение, то есть прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.
Колючий ёжик (использование массажных мячей)
Цель: развитие кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц.
Прогоним лень
Цель: раскрепощение, снятие эмоционально-мышечного напряжения.