Лучший педагог года

Совместная работа педагога и психолога по формированию психологической готовности детей к обучению в начальной школе

Галия Курмакаева
Совместная работа педагога и психолога по формированию психологической готовности детей к обучению в начальной школе

Подготовка детей к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте всегда была и остается востребованной в дошкольной педагогике и психологии. Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем возрастной и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Не все дети, поступающие в школу готовы к обучению. В основе этого явления лежат самые разные факторы, как биологические, так и интеллектуальные и социальные: особенности конституции ребенка, перенесенные болезни, травмы, педагогическая запущенность и другие.

Публикация «Совместная работа педагога и психолога по формированию психологической готовности детей к обучению в начальной школе» размещена в разделах

От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Психологическая готовность к школе подразумевает личностные и интеллектуальные психологические новообразования, появляющиеся в психике ребенка при переходе из дошкольного в младший школьный возраст.

К личностным новообразованиям этого переходного периода можно отнести появление познавательных и социальных мотивов учения, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, появление обобщения переживаний, связанных с оценкой.

К интеллектуальным новообразованиям этого переходного периода можно отнести воображение, развитие образного мышления, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, умение действовать во внутреннем (идеальном) плане, развитие семиотической и символической функции, умение работать по образцу и по правилу и др.

Проблема психологической готовности детей к школе – одна из наиболее актуальных в моей работе. Прежде всего, это объясняется тем, что одной из задач детского сада является подготовка выпускников к переходу на следующую ступень обучения – к школе. Для проведения успешной психологической подготовки детей к школьному обучению, важно выявить индивидуальные особенности ребенка. При подготовке будущего первоклассника необходимо учитывать особенности психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе. Своевременно выявлять детей, не готовых к школьному обучению. С этой целью я провожу исследования по определению психологической готовности детей к школьном обучению в начале учебного года. Так же веду наблюдения за детьми во время игр и режимных моментов. Все это происходит в рамках эффективного взаимодействия с воспитателями групп.

Взаимодействие педагога - психолога и воспитателей ДОУ идет по следующим направлениям:

1. Диагностическое-выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса.

Обеспечение индивидуального подхода к ребенку, учет его ближайшей зоны развития. Мониторинг развития воспитанников.

Взаимодействие с воспитателем заключается в консультирование, составление индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям; совместные рекомендации родителям по развитию ребенка; составление экспертной психолого-педагогической характеристики детей группы «риска».

2. Консультативное -обеспечение индивидуального подхода к ребенку. Сохранение психического здоровья воспитанников. Создание оптимального социально-психологического климата в группе.

Совместная разработка письменных и устных консультаций для родителей;психолого-педагогическое просвещение по вопросам возрастных потребностей детей, организации их деятельности (педагог-психолог - воспитатели)

3. Коррекционно-развивающее -сохранение психического здоровья воспитанников. Коррекция недостатков в психическом и интеллектуальном развитии детей.

Организация воспитателями выставки работ, знакомство родителей с творчеством детей. Выделяемые педагогом-психологом на НОД сюжетные линии имеют продолжение в дальнейшем в разных формах сотрудничества ребенка с воспитателями и сверстниками, в самостоятельной деятельности в предметно-развивающем пространстве.

Совместная работа педагога-психолога и воспитателей ДОУ носит систематический характер и способствует созданию единой образовательной среды, комфортной по отношению к воспитанникам; охране и укреплению не только физического, но и психического здоровья детей.

Работа с воспитанниками.

В подготовительных группах в начале учебного года путем стандартизированных наблюдений и психодиагностического обследования изучается: уровень развития игровой деятельности у воспитанников (карта «Анализа игровой деятельности»); способность к произвольной регуляции действий, то есть регулятивную сферу детей («групповая экспресс-диагностика расстройство внимания при гиперактивности»; эмоциональная сфера через личностные отношения, социальные эмоции и ценностные ориентации (проективный тест «Домики», автор Орехова); уровень знаний, умений и навыков в сфере пространственно-временных отношений у воспитанников (карта «Оценка особенностей развития воспитанников дошкольного возраста»). По итогам данной работы подбираются групповые или индивидуальные занятия развивающе-коррекционной направленности с целью повышения успешности обучения и адаптации к началу систематического обучения в школе. Затем один раз в неделю со всеми воспитанниками подготовительной группы проводятся подгрупповые развивающие и выборочно индивидуальные занятия. Коррекционно-развивающая работа с детьми в период подготовки их к школе представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих профилактику и преодоление школьной дезадаптации, которая может проявляться на физиологическом, познавательном, социально - психологическом и личностном уровне. Коррекционная работа помогает преодолевать трудности развития, развивающая направлена на профилактику и предупреждение проблем развития детей.

1 этап – диагностический

Диагностический инструментарий:

1) Личностная готовность :

Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, методика «Внутренняя позиция дошкольника» Н. И. Гуткина.

2) Социальная готовность :

Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника», методика «Лесенка», социометрическая методика «Два дома».

3) Мотивационная готовность к обучению в школе :

«Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников» М. Р. Гинзбург, «мотивационная готовность» А. Венгер.

4) Волевая готовность к школьному обучению :

Ориентационный текст - школьной зрелости Керна-Йерасека; методика «Да и нет»; Методика «Продолжи узор».

5) Исследование особенностей внимания:

Методика «Вежливость», методика «Бусы», методика «Шифровка».

6) Исследование особенностей памяти:

Методика «Назови цифры», методика «Запомни фразы», методика «Заучивание слов» (предложена А. Р. Лурия).

7) Исследование логического мышления:

Методика «Исключение лишнего», методика «Аналогии», методика «Последовательные картинки».

8) Сформированность мелкой моторики :

Методика «Продолжи узор», методика «Домик», тест Куглера, графический диктант (Д. Б. Эльконин, методика «Домик» Н. И. Гуткина.

9) Исследование особенностей зрительного восприятия:

«Зашумленные картинки» узнавание перечеркнутых изображений, фигуры Поппельрейтора узнавание наложенных изображений, узнавание недорисованных изображений.

2 этап – проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, нуждающимися в оказании коррекционной помощи.

Коррекционно – развивающие занятия с детьми проводятся во время учебного года в первой половине дня. Программа содержит 30 занятий, проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут с подгруппой по 4 человека.

Структура занятий:

1. Водная часть - приветствие. Помогает сосредоточить внимание детей, настроить их на работу. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней, запомнить определенный речевой оборот.

2. Основная часть. Здесь решаются главные задачи занятия, используются упражнения на развитие познавательных процессов, развитие мелкой моторики, может включать в себя элементы диагностики. В качестве отдыха используются подвижные игры на развитие внимания, коммуникативные игры.

3. Заключительная часть - итог занятия. Позволяет детям высказать и обобщить впечатления от занятия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию. Ритуал прощания – это своеобразная «точка» в занятии.

3 этап – мониторинг познавательного развития детей.

Данный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы по развитию познавательной сферы детей.

Глубокий анализ результатов помогает определить дальнейшую работу с детьми, дать рекомендации родителям и педагогам.

Сравнительный анализ степени готовности к школьному обучению

на начало и конец 2020-2021учебного года

Сравнительный анализ по результатам диагностического обследования показал, что наблюдается положительная динамика степени готовности к обучению в школе, стойкое улучшение показателей развития познавательной сферы детей, что позволяет сделать вывод о том,что комплекс коррекционно – развивающих занятий является эффективным в работе с детьми.

В 2021-2022 учебном году работа по данной коррекционно – развивающей программе продолжается.

Публикации по теме:

«Наши семейные традиции». Творческая работа в начальной школе«Наши семейные традиции». Творческая работа в начальной школе Предлагаю Вашему вниманию творческую работу моей ученицы. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас люди – это.

«Неделя психологии» в школе. Анализ заботы педагога-психолога«Неделя психологии» в школе. Анализ заботы педагога-психолога Анализ педагога-психолога Мбоу СОШ с. Сырское Набиевой О. М. по проведенной неделе психологии «Неделя психологии» в школе – комплексное.

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ. Цель: формировать представления детей о здоровье.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группе «Жадность» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о качествах личности, этических нормах поведения через игровую деятельность.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группыРабота педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Работа педагога-психолога с детьми старших группРабота педагога-психолога с детьми старших групп Я, как педагог-психолог, провожу с детьми старших групп тренинговые групповые занятия на развитие эмоционального интеллекта. Занятия начинаются.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная работа педагога и психолога по формированию психологической готовности детей к обучению в начальной школе
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 14:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД