ЕЛЕНА ТАРХАНОВА
Совместная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в денежную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников является новым направлением в дошкольном образовании. В современных нестабильных экономических условиях её изучение актуально начинать с дошкольного возраста. В семье дети видят деньги и рекламу, ходят с родителями в магазин, имеют копилки, таким образом, овладевают первичными представлениями финансовой грамотности. Но недостаточный уровень финансовой грамотности не позволяет родителям развивать у детей правильные навыки по управлению финансами, формировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения [5].
Публикация «Совместная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в денежную страну“» размещена в разделах
25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Цель стратегии : создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан [3].
В соответствии с Федеральным государственным образовательном стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) главной целью и результатом образования является развитие личности [1]. В дошкольном учреждении экономическое воспитание дошкольников развивает способности, непосредственно влияющие на его будущее материальное благополучие; формирует базисные качества экономической деятельности : бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие [4].
Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности [5].
Совместная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в денежную страну» разработана в соответствии с Примерной парциальной программой дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности», ФГОС ДО, Федеральной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения и приурочено ко Дню экономиста -11 ноября.
Цель: создание условий для формирования первоначальных представлений финансовой грамотности и успешной социализации в современном обществе у дошкольников.
Задачи:
1. Продолжать формировать представления воспитанников о содержании деятельности людей известных профессий (повар, парикмахер, строитель).
2. Стимулировать деятельность воспитанников «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
3. Познакомить дошкольников с деньгами России (металлическими и бумажными, их номиналом).
4. Формировать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей [4].
Методы и приемы:
1. Развитие эмоциональной активности детей (сюрпризный момент, новизна).
2. Создание и решение проблемной ситуации в игровой деятельности.
3. Развитие и поддержка познавательной активности детей (анализ, сравнение, вопросы).
4. Одним из ведущих методов обучения является - игра. Игра даёт ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось, бы недосягаемой для него действительности» [6].
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Технологии: игровая, проблемное обучение, элементы социо-игровой технологии.
Ожидаемые результаты:
1. Знают известные профессии, содержание их деятельности.
2. Любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других.
3. Проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают, как ведут хозяйство).
4. Знают деньги России, их появление и использование [4].
Оборудование и материалы: музыкальная колонка; аудиозапись из кинофильма «Приключения Буратино» (1959г); атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Строитель», «Повар», «Парикмахер»; российские деньги для игры; дидактическая игра «Что мы будем покупать», кошельки.
Ход мероприятия:
1. Организационный и сюрпризный момент.
В группе дети занимаются свободной самостоятельной игровой деятельностью. Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино» (1959г) и появляется герой Буратино, который привлекает внимание детей и педагога. Буратино расстроен, печален, рассматривает полочки детской стенки с игрушками, ищет под столами и стульями. Дети и педагог спрашивают, что случилось с Буратино.
2. Проблемная ситуация.
Герой рассказывает, что у него были деньги. Он их потерял. Нигде найти не может. А деньги ему нужны для того, чтобы совершить покупки в магазине. Педагог предлагает детям помочь Буратино. Воспитатель интересуется у детей, как появляются деньги дома у родителей. Дети отвечают, что родители учились на профессию и ходят на работу; за их труд они получают деньги.
3. Организация сюжетно-ролевых игр «Строитель», «Повар», «Парикмахер».
Педагог предлагает детям и Буратино заработать деньги строителем, поваром или парикмахером (на выбор детей и героя) в детских центрах активности. Возможно, дети выберут другую сюжетно-ролевую игру, связанную с другой профессией, педагог поощряет словесно за инициативность и помогает организовать игру. Дети активно используют атрибуты игры (надевают форму, подбирают необходимые игрушки и материалы для продуктивной деятельности). Педагог уточняет вопросом у воспитанников, содержание деятельности каждой профессии, какой продукт и услугу нужно сделать, чтобы заработать деньги. Дети совместно с героем Буратино и педагогом погружаются в игровую деятельность, объединяются в мини-подгруппы, самостоятельно выбирают место в группе для создания своего продукта деятельности. В конце деятельности дошкольники презентуют друг другу свой результат работы. Получают деньги за свою продуктивную деятельность.
4. Рассматривание бумажных и металлических денег России.
Педагог уточняет, что такое деньги, как деньги называются в России, какие есть номиналы. Вспоминаем вместе мультфильм «Как делают деньги» из м/с «Фиксики».
Воспитатель знакомит детей с народной поговоркой «Без труда не выловишь и рыбки из пруда», интересуется, что она означает. Дети и Буратино высказывают свои объяснения.
5. Физминутка «Будем денежки считать».
Педагог предлагает всем деньги посчитать.
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Заглянули дети в свои кошельки, а там…
Подсчёт детьми денег (в соответствии с возрастом до 10).
6. Дидактическая игра «Что мы будем покупать».
Педагог спрашивает у детей, зачем нужны деньги, как их используют люди? Дети рассказывают, как деньги используют родители. Буратино предлагает детям сходить за покупками, но сначала нужно каждому решить, что он будет покупать и разложить свои деньги на индивидуальной карте покупок. Дети получают карты, в которых изображены разные покупки и кошелек, раскладывают свои деньги. Воспитанники рассказывают, как они планируют использовать деньги в магазине. Педагог обращает внимание детей на изображение кошелька в карте и интересуется, зачем он нужен. Проводится совместный анализ покупок детей по карте. Воспитанники рассуждают о своем выборе.
7. Заключительный этап. Рефлексия.
Педагог предлагает вспомнить с детьми и Буратино:
- Что такое деньги?
-Как появляются деньги?
-Какие деньги в России?
-Как используют деньги?
Педагог с детьми прощаются с Буратино. Предлагает воспитанникам сформулировать правила обращения с деньгами для Буратино, чтобы он никогда их не терял.
1. Правильно распоряжаться деньгами.
2. Бережно относиться к деньгам.
Буратино прощается с детьми, обещает вернуться, чтобы вместе сходить за покупками в магазины и узнать, как поступать, чтобы всегда были деньги.
Заключение
Применение сюжетно-ролевых игр является эффективной формой работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д. [4]. Развитие сюжетно-ролевой игры позволяет педагогу поддерживать познавательный интерес и эмоциональную активность детей в образовательной деятельности, что является одной из составляющих успешного обучения.
Используемая литература и источники:
1. https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
2. https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf
3. https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=303565
4. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» ( Электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov_02.pdf)
5. https://docs.edu.gov.ru/document/f22e87b648b2a2f2654d07843942f0bb/download/1295/
6. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / Сост., предисл., коммент. Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2016.— 528с.