Людмила Елунина
Совместная деятельность учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития «Наши друзья птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
»Наши друзья-птицы».
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
-Обучить детей приемам сохранения здоровья;
-Формировать навыки профилактики нарушения осанки;
-Совершенствовать навыки пространственной ориентировки и зрительно моторной функции;
-Научить детей приемам дыхательных упражнений;
-Развивать экологические представления;
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа дефектолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
-Дать детям представление о птицах : внешние признаки, особенности строения тела, названия некоторых птиц;
-Научить правильно разделять птиц на перелетных и зимующих;
-Обучить связному последовательному составлению рассказа о птице с наглядной опорой на графическую схему;
Коррекционно-развивающие :
-Развивать тонкую моторику и глазодвигательные функции;
-Развивать целостное восприятие, память, внимание;
-Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль правильности составления рассказа с опорой на графическую схему;
-Развивать связанную речь, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме;
-Развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;
-Воспитывать интерес и любовь к природе;
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать у детей умение работать в коллективе;
-Формирование положительной установки на участие в занятиях, инициативности;
-Воспитывать у детей умение правильного поведения на занятиях»
Комплексы упражнений:
-Комплекс упражнений по профилактике нарушения осанки «Веселые ноги», «Мы- сильные», «Посмотри назад»
-Дыхательные упражнения (Отработка диафрагмального дыхания) «Надуем шарик», «Насос».
Предварительная работа:
-Беседа с детьми и рассматривание птиц во время прогулки
Демонстрационный материал:
-Мультимедийное оборудование;
-Проигрыватель компакт дисков;
-Карточки с изображением птиц;
-Магнитная доска;
-Дорожка «Здоровье»;
Раздаточный материал:
-Цветные и простые карандаши, альбомы;
-Наборы геометрических фигур.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках. Дефектолог предлагает всем закрыть глаза и прослушать аудиозапись («Голоса птиц»). Дети должны угадать, что они слышат. Педагог предлагает детям воспроизвести движения птиц.
-Во время полета птица должна уметь правильно дышать и мы с вами сейчас поучимся это делать (дефектолог показывает дыхательные упражнения, дети совместно с дефектологом выполняют заданные упражнения).
Упражнение «Надуем шарик» : одна рука на животе, другая на груди, вытягивая живот-вдох, втягивая-выдох. Громко произносить: ф-ф-ф (3-4 раза). Упражнение «Насос»
-Сейчас мы с вами надуем большой шарик с помощью насоса. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперед-вниз, и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом. Выдох произвольный.
2. Основная часть.
Появляется Петрушка
-Здравствуйте, ребята! Я сегодня очень доволен, потому что я узнал, что я птица. Ведь я умею летать!
Дефектолог:
-Нет, Петрушка, ты не прав! Ты просто сказочная игрушка. У птиц есть крылья, чтобы летать. А все тело птицы покрыто перьями. Вот сегодня с детьми мы тебе и расскажем о птицах.
-Все птицы очень разные. Давайте посмотрим какими они бывают (просмотр слайдов на мультимедийной установке).
-А сейчас мы посмотрим, что есть у каждой птицы (дети называют части тела птицы).
-Посмотрите на экран. Здесь дана схема строения тела птицы (дети рассматривают графическую схему и по образцу педагога составляют предложения). Например: У птицы есть клюв. У птицы есть 2 крыла и т. д. Отрабатывается хором и с каждым ребенком отдельно.
-А сейчас мы с вами поиграем и проверим, как вы запомнили строение тела птицы.
Дидактическая игра: «Сложи птичку»
У каждого ребенка картинка с изображением части тела птицы. Дети по очереди подходят к магнитной доске и составляют птицу, проговаривая предложения. Например: У меня птичий клюв. У меня птичье крыло и т. д.
Дефектолог: -Молодцы! У нас получилась прекрасная птица.
3. Физкультминутка.
Речь с движением: Села птичка на окошко,
Дайте ей зерна немножко,
Птичка зерна поклевала,
И спасибо всем сказала.
Дети выполняют соответствующие движения на каждую строчку стихотворения.
Дети садятся на свои места.
Дефектолог:
-А сейчас мы с вами выучим названия некоторых птиц (Показ картинок птиц : воробей, голубь, журавль, лебедь, синица, ласточка)
Дети хором вместе с педагогом проговаривают названия птиц.
Дефектолог: -Посмотрите внимательно, все эти птицы разные, давайте сравним воробья и лебедя.
Дети рассматривают картинки двух птиц, сравнивают птиц по величине, цвету оперения, длину шеи, клюва.
Дефектолог: -А теперь послушайте загадку:
По болоту я хожу, во все стороны гляжу,
Часто нагибаюсь, клюковкой питаюсь.
-Посмотрите на картинки и угадайте о какой птице идет речь?
-Правильно, это журавль
-Давайте рассмотрим его внимательнее. Крылья у журавля большие, на концах длинные черные перья. Лапы и клюв длинные, а на голове есть красное пятнышко. Питаются журавли мелкой рыбой, лягушками, семенами и лесными ягодами.
-Журавль-птица очень красивая и мы сейчас с вами сделаем нашу осанку тоже очень красивой (дети встают и выполняют следующие упражнения). «Веселые ноги» : ноги слегка расставлены, руки на пояс. Выполнить 2-3 «пружинки» и 6-8 подпрыгиваний.
«Мы-сильные» : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вниз. Вернуться в и. п. Наклон-выдох. Повторить 4-5 раз.
«Посмотри назад» : ноги врозь, руки за спину. Поворот вправо, посмотреть и вернуться в и. п. То же самое в другую сторону.
Дефектолог: Теперь наша осанка такая же красивая как у журавля.
-Подойдите все к нашей дорожке «Здоровья». Давайте представим себе, что все мы журавли и нам нужно переступить через камушки. Наши руки-это крылья, разведите их в стороны и высоко поднимая колени переступаем через камушки (Дети по очереди выполняют заданные движения)
-А теперь мы подойдем к столу и каждый из вас выберет себе картинку с птицей и составит о ней рассказ.
Дети подходят, выбирают картинки и по очереди составляют свой рассказ о птице.
Практическая работа: У каждого ребенка в альбоме нарисованы силуэты птиц. Нужно угадать какая это птица и раскрасить ее цветными карандашами.
-Каждая часть тела птицы похожа на какую либо геометрическую фигуру. На что похожа голова птицы? (Голова птицы похожа на круг).
-На что похоже туловище птицы? (Туловище птицы похоже на овал).
-На что похожи клюв, крылья и хвост птицы? (На треугольник).
-Только клюв-это треугольник маленький, а крыло и хвост-большой треугольник.
-Сейчас мы с вами из геометрических фигур составим птичку.
Дети берут набор геометрических фигур и по образцу дефектолога складывают птицу.
-Чего не хватает у нашей птицы? (Глаз и лапок)
-Правильно! Глаза птицы мы сделаем из бусинок, а лапки из палочек.
-Молодцы!
Итоговая часть: Дефектолог подводит итоги занятия. Дети прощаются с Петрушкой, забирают свои альбомы.