Смоликова Алена
Совместная деятельность семьи и детского сада в творчестве детей
▼ Скачать + Заказать документы
Смоликова Алёна Геннадьевна
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ
Семья для ребёнка - источник общественного опыта. Обновление си-стемы дошкольного образования, процессы гуманизации обусловили необ-ходимость активизации взаимодействия детского сада и семьи.
Одна из задач в ФГОС – ДО обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных пред-ставителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здо-ровья детей. Это задача по-новому определяет взаимодействие детского сада с семьей : от традиционной помощи в семье в процессе развития и воспитания детей- к формированию компетентного родителя.
Публикация «Совместная деятельность семьи и детского сада в творчестве детей» размещена в разделах
В основе новой философии процессы взаимодействия семьи и детского сада лежит идея о новизне отношений, которая определяется понятиями «со-трудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия контролировать, оценивать.
Взаимодействие предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаи-модоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а роди-телями – условий воспитания в детском саду. Так же оно предусматривает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
В работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников. В нашей практике мы используем одну из форм работы с семьями – это выставки совместного творчества детей и родителей. Такие выставки обычно становятся украшени-ем группы или залов детского сада. Их главная задача – раскрытие творче-ских способностей семей воспитанников, вовлечение родителей в совместную творческую деятельность со своими детьми.
В настоящее время современное дошкольное образование ставит своей главной целью развития личности ребенка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Традиционных подходов к решению проблемы развития творческих способностей детей не достаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, технологиями, методиками, идеями, решениями, ориен-тированными на творческую устремленность, и инициативу, интерес, вдох-новение.
Работа по художественному творчеству имеет большое значение в раз-витие воображении ребенка, его фантазии художественного вкуса, аккурат-ности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать после-довательность операций, активно стремится к положительному результату.
Для успешного овладения умениями и навыками в работе с детьми учи-тываются возрастные и индивидуальные особенности разных категорий до-школьного возраста. Работа ведё тся в три этапа: подготовительный, основ-ной и творческий.
Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве, еще, когда ребё-нок не может сказать он пытается изобразить. Именно в этом возрасте каж-дый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружаю-щий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разно-стороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Иногда им не нужны краски, кисточки и ка-рандаши. Дети получают первый опыт самостоятельно, находя поле деятель-ности во всём : они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе, а иногда и рассыпанной мукой или крупой. Затем с помощью взрослого изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности, в собственном художественном творчестве рисуя не ки-сточкой, а пальчиками и ладошками.
Роль семьи заключается в поддержании интереса ребенка ко всему не-обычному и интересному. Это увлекательная, завораживающая деятель-ность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребён-ка играет развивающая среда дома. Поэтому при организации предметно - развивающей среды комнаты или уголка творчества родители должны учи-тывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направле-но на развитие творчества своего ребёнка в соответствии с его индивидуаль-ными возможностями, доступной и соответствующей его возрастным особен-ностям. Сколько дома ненужных интересных вещей: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д. Даже прогулка - творчество! Вышли погулять, присмотритесь ведь, сколько всего интересно-го вокруг: палочки, шишки, осенние листья (зеленые, желтые, багряные, ка-мушки, семена растений, пух одуванчика, тополя, а деревья с причудливыми изгибами ветвей; а пни с их годичными кольцами? Все это маленькие радости вокруг нас, их нужно только видеть и научить детей замечать прекрасное.
Задача взрослых – это неподготовка художников, дизайнеров, архи-текторов, а раскрытие творческого потенциала маленького человека: способ-ность видеть обычное в необычном, по-особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный неповто-римый выбор. Занятия художественным творчеством воспитывают такие не-обходимые для успешного человека качества, как терпение, трудолюбие, це-леустремленность, умение одновременно делать несколько дел (видеть, слы-шать, действовать руками, двигаться, думать). Каждый детский сад и каждая семья – это дом творчества общих дел, открытий и радости!
Путь в творчество имеет для детей множество дорог, известных и пока не изведанных. Детское творчество – отражение душевной работы автора. Чувство, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – настоявшее чудо. Как утверждают педагоги – классики: «В творчестве нет правильного пути, нет правильно пути, есть только собственный путь».
Воображение дает практически неограниченные возможности художе-ственной деятельности детей, толчок к развитию детского интеллекта, акти-визирует творческую активность юных мастеров, учит их мыслить нестан-дартно.
Важным условием детского художественного творчества служит эсте-тическая среда в детском саду. Прежде всего мы создали условия, необходи-мые для занятий творчеством, собрали в удобном и доступном для детей ме-сте инструменты и материалы. С опорой на принципы построение предмет-но-развивающей среды в группе создано всё необходимое для творческой деятельности детей. Для развития у детей самостоятельности расширяется и предметно-пространственная среда группы. Дети получая знания, применя-ют их в самостоятельной деятельности, проводя опыты под наблюдением воспитателя или родителя и самостоятельно. Здесь дошкольники чувствуют себя более раскрепощенными, свободно мыслят. Плодотворно и результа-тивно выполняют самостоятельные работы на занятиях. Непременное усло-вие построение развивающей среды – опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса – ребенком и взрослым, ребенком и ребенком.
Мы находим такие формы взаимодействия детей и родителей, родите-лей и педагогов, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми, которые бы не оставляли родителей равнодушными, а делали бы их равноправными, за-интересованными участниками. И именно поэтому используем во взаимодей-ствии с родителями инновационное направление проектную деятельность ко-торая как раз и позволяет решить все поставленные задачи.
Проектный метод предполагает развитие свободной творческой лично-сти ребенка, который при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним.
Вместе с родителями приобщаем детей к прекрасному, развиваем ху-дожественный и эстетический вкус. Благодаря активному сотрудничеству с родителями, дети создают своими руками пусть не большие но по истине ху-дожественные шедевры.
В процессе работы с воспитанниками родителя стали стремится к сов-местному творчеств с детьми и включаться в совместную деятельность. Роди-тели стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформление выставок, посещать занятие.
Нужно запомнить простое правило – бездарных детей нет, есть не рас-крытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые поэтому планируем продолжать действовать в этом направлении, искать новые фор-мы работы совместной деятельности детей и родителей.