Алина Ткачева
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Права и обязанности в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать понимание взаимозависимости между правами и обязанностями человека. Развивать самостоятельность суждений, умение делать выводы. Материал и оборудование: изображение Конвенции; наглядный материал «Права ребёнка», рисунки и фотографии с изображением детей и взрослых разного пола, возраста.
Публикация «Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Права и обязанности в семье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Ход совместной деятельности:
1. ЗнакомствоПедагог: Здравствуйте, вот мы встретились! Давайте с вами познакомимся, поиграем в игру. Я принесла необычный мяч. Он помогает знакомиться. Я буду кидать вам волшебный мячик. Тот, кто его поймает, должен назвать своё имя и бросить мяч мне.
2. Беседа «Дети и взрослые. Что такое обязанность, что такое право»
Педагог:Ребята, подумайте и скажите, что, на ваш взгляд, общего у детей и взрослых и в чём их отличие. (Размышления детей. Социальный педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением детей и взрослых.)
-Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы люди. А люди могут радоваться и огорчаться, болеть и выздоравливать, смеяться и плакать. Но дети и взрослые отличаются друг от друга: дети - маленькие, ещё мало знают, мало умеют, а взрослые - большие, сильные, умеют читать, писать, работать, защищать слабых. Все взрослые раньше были детьми. Потом они выросли, многому научились и теперь сами учат детей. (Социальный педагог показывает детям фотографии их родителей в разные возрастные периоды - от малыша до взрослого человека.)
-Ребёнком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым, совершеннолетним.
-У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности. А что такое право? (Ответы детей)
-Права - это то, что разрешено человеку обществом и государством, это то, что человек может, хочет делать без вреда для других людей. Это возможность пользоваться различными благами (добром, то есть пользоваться чем-то нужным человеку. Например, получить бесплатную медицинскую помощь.
-Ребята, эта книга называется «Конвенция о правах ребёнка». Из этой книги можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.
-Ребята, как называется этот документ? (Дети повторяют новое слово.) Что записано в этом документе? Права детей. (Социальный педагог знакомит детей с книгой.)
Вывод: Конвенция защищает права детей всего мира
- Подумайте и скажите, что вы можете делать? Рисовать, петь, танцевать, гулять, играть, рассматривать и читать книги и т. д.
(Социальный педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации, отражающие права детей.)
-Верно! Право быть гражданином своей страны, право жить и воспитываться в семье, право носить имя, отчество и фамилию, право на охрану здоровья, право на образование и т. д.
3. Игра- разминка «Всё будет хорошо»
Дети встают в круг, берутся за руки, делают два- три глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения:
В небе солнышко взошло. (Поднимают руки – вдох.)
И всем улыбнулось. (Опускают руки - выдох.)
Нам вдруг стало хорошо. (Поднимают руки - вдох.)
И больше не взгрустнулось. (Опускают руки - выдох.)
-Молодцы! Мы отдохнули, размялись. Продолжаем беседовать с вами дальше.
4. БеседаРебята, что такое обязанность? (Ответы детей.)
-Обязанность - это то, что человек должен делать. Кто знает свои обязанности? (Ответы детей.)
Правильно, помогать родителям и взрослым, учиться.
- Но есть у ребятишек и обязанности. Как вы думаете, какие?
Правильно! Нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, вести здоровый образ жизни.
Что означает вести здоровый образ жизни? Заниматься зарядкой, закаляться, гулять на свежем воздухе.
В обязанность детей входит и наводить порядок в детском уголке, следить за своим внешним видом.
Вы должны помогать старшим членам семьи, относиться к ним с заботой, не огорчать их ни необдуманными словами, ни упрямством, ни дурными поступками.
-В детском саду у детей тоже есть определенные обязанности. Как вы думаете, какие? Верно, нужно слушаться воспитателя, выполнять ее требования, вести себя вежливо, здороваться с детьми и воспитателями, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой. Правильно и красиво вести себя за столом. Вот время занятий нужно быть дисциплинированным, не мешать объяснениям воспитателя и другим детям. Вопросы к детям:
1. А можно ли громко разговаривать во время «тихого» часа? 2. Не давать заснуть другим детям, толкать друг друга на прогулке? 3. Затевать ссоры с друзьями из-за пустяков?
Нельзя! Видите как много обязанностей у детей. Заботиться о младших сёстрах и братишках, помогать старшим, дисциплинированно и тактично вести себя в детском саду, уважать взрослых, не ссориться по пустякам с друзьями.
5. Игра: «Обязанности в вашей семье»
Ход игры: Социальный педагог предлагает детям выложить картинки членов семьи : мама, папа, бабушка, ребёнок. Далее перечисляются обязанности каждого, выкладывая кружки за каждую обязанность. После всего предлагается детям проанализировать, у кого больше всего обязанностей в семье? Как исправить ситуацию? (Перераспределить обязанности, например, мыть посуду может и ребёнок, если ему 5-6 лет и т. д.)