Песегова Галина
Совместная деятельность педагога с родителями в учреждениях дополнительного образования детей
Какие бы задачи общество не ставило перед учреждениями образования, без помощи и поддержки родителей, их глубокой личной заинтересованности, наличие у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не дает нужного результата.
Поэтому и организуется воспитательное пространство, для взаимодействия педагогов, родителей и детей в творческих объединениях, которое дает ребенку возможность принять определяющие качества его жизнедеятельности и продуктивной работы в быстро меняющемся социуме, а не только получить знания, умения и навыки на занятиях.
Публикация «Совместная деятельность педагога с родителями в учреждениях дополнительного образования детей» размещена в разделах
В авторских образовательных программах детских объединений, включен раздел по воспитательной работе и работе с родителями. Необходимость этого раздела вызвана тем, что в настоящее время система воспитания находиться в состоянии острого кризиса, причинами которого являются: отсутствие в обществе четких социально - нравственных ориентиров, разрушение традиционных ценностей, низкий уровень жизни, сложность самореализации вступающего в жизнь нового поколения. А семья это тот социальный институт, где закладываются семейные традиции, культурные ценности.
Решающим фактором становления личности является социальная среда, взаимодействия педагога и родителей, которые создают условия для воспитания. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения. Одним из условий воспитания является сотрудничество педагога с родителями детей посещающих кружок.
Для этого используются различные методы педагогической диагностики такие как: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, которые помогают поближе познакомиться с детьми, понять стиль жизни семьи, традиции, взаимоотношения родителей и детей, воспитательные возможности семьи.
Результаты диагностик используются для подготовки и проведения индивидуальных и тематических консультаций, для выступления на родительских собраниях в классе, различных мероприятий с привлечением родителей и детей.
Целью данной работы является: сплочение детского коллектива, развитие творческой активности детей в творческом объединениях. Для достижения этой цели проводятся мероприятия, которые позволяют повышать культурный и нравственный уровень семьи:
1. Педагогическое просвещение родителей :
• индивидуальные консультации на интересующие родителей темы. Например: «Я и мой ребенок», «Формула любви к моему ребенку»;
• благодарственные письма родителям;
2. Информация об успехах обучающихся:
• присутствие родителей на занятиях и праздниках;
• проведение родительских собраний;
• творческий отчет.
3. совместная деятельность детей и родителей
• проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как участниками, так и зрителями. Традиционным в кружках стало проведение таких мероприятий как «День открытых дверей», «Посиделки у хозяюшки», «День именинника», «Зажги свою звезду» и выставки ДПИ.
• в каникулярное время посещение выставочных залов, музея, библиотек города.
Таким образом, совместные мероприятия, организованные в образовательном объединении, очень благотворно действуют не только на творческую деятельность ребенка, но и на процесс становления его как личности и на улучшения семейного климата.
Правила благополучного родителя.
1. Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем
больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
2. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
3. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая помощь престарелого родителя будут замечена и подчеркнута, продемонстрирована взрослым ребенком.
4. Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявления терпения и терпимости от взрослых детей.
5. Хамство и грубость детства практически всегда возвращается неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.
6. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.
7. Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребенка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию.
• Ставь интересы других людей выше собственных;
• Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее;
• Будь верен и надежен;
• Уважая других людей, уважай себя;
• Терпимо относись к чужим точкам зрения;
• Воспринимай людей как равных себе;
• Учись сопереживать другим, ставя себя на их место;
• Умей прощать и не будь обидчив;
• Живи в согласии с самим собой и другими людьми;
• Проявляй чуткость;
• Будь уверен в себе и достоин своего дома;
• Будь свободен ото лжи и обмана;
• Умей контролировать свои желания и поступки;
• Упорно иди к цели, не взирая на препятствия;
• Стремись все делать, как можно лучше;
Список литературы.
1. Степанов, Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса / Е. Н. Степанов. -Москва, «Сфера». – 2004.
2. Степанова Е. В., Финанжина С. Ю., Система взаимодействия: клуб, семья, социум / Е. В. Степанова, С. Ю. Финанжина, // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. - № 8
3. Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей / Л. М. Маленкова. - М. ,2000.
4. Буцева, К. Н. Психолого - педагогическое просвещение просвящение родителей / К. Н. Буцева // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. - № 2.