Татьяна Будакова
Совместная деятельность педагога с детьми по теме «Термометр»
Совместная деятельность педагога с детьми по теме
Будакова
Татьяна Валерьевна
Конспект для занятий с детьми старшей группы (5 – 6 лет)
Интеграция областей: познавательное развитие, опыт.
Задачи:
Образовательные: учить создавать собственные измерительные приборы из подручных средств, подводить к пониманию зависимости между температурой окружающей среды и состоянием воды, учить правилам охраны жизни и здоровья.
Публикация «Совместная деятельность педагога с детьми по теме „Термометр“» размещена в разделах
Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру, память, мышление, активизировать речь детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, воспитывать желание говорить правду, быть честным.
Методы, приёмы: сюрпризный момент, загадывание загадок, объяснение, просмотр мультфильма, беседа, пояснение, физкультминутка.
Материалы, оборудование: проектор, ноутбук. Конверт с изображением Деда Мороза. Мультфильм Фиксики «Термометр». Стеклянная бутылка, прозрачная трубочка для коктейля, пластилин, краситель, холодная вода - на стол.
Предварительная работа: рассматривание разных видов термометров. Беседа о разновидностях и назначении термометров.
Воспитатель: ребята, сегодня я в почтовом ящике нашего детского сада нашла письмо, адресованное восьмой группе «Цветные Ладошки». И там был лишь один листок. И USB-накопитель. На листке написано.
И в жару и в мороз
За окном стеклянный Нос.
Чтоб в любое время года
Знали мы, что за погода.
И внизу подпись, от Деда Мороза.
Как вы думаете, про что эта загадка?
Дети: Это загадка про градусник или про термометр.
Воспитатель: Знаете, я тоже думаю, что это термометр. И посмотрим, что же прислал нам Дед Мороз на USB-накопителе. Ага! Здесь презентация и мультфильм «Фиксики». Какой же выдумщик наш Дед Мороз, всё общается с нами загадками и тайнами.
1 слайд: Это термометр. Слово термометр произошло от латинского «термо» - тепло и «метро» - измерять. Измеряющий тепло.
2 слайд: Хмм, схема какая-то. Как вы думаете, что хотел этой схемой сказать нам Дедушка?
Дети: Какие бывают термометры? - уличные, комнатные и медицинские.
Воспитатель: А дальше нам необходимо ознакомиться с мультфильмом «Фиксики» о термометре.
Просмотр мультфильма.
Воспитатель: Про что был мультфильм?
Дети: Мультфильм был о термометре. Дим Димыч хотел увильнуть от школы и нечаянно разбил термометр. А Фиксики ему помогли.
Воспитатель: Понравился ли вам мультфильм? Почему?
Дети: Да понравился, мне нравятся все мультфильмы про Фиксиков, они интересные и познавательные! Всегда хорошо заканчиваются.
Воспитатель: Хорошо ли поступил Дим Димыч? Почему?
Дети: Дим Димыч поступил плохо, он хотел пропустить контрольную. И разбил градусник. Но потом обо всём признался маме - это хороший поступок.
Воспитатель: О чем предупреждают в мультфильме?
Дети: Ртуть - это опасное вещество и при неправильном обращении можно отравиться.
Воспитатель: Правильно! Не берите ртутный градусник без взрослых! И если вы вдруг нечаянно разбили его, об этом обязательно нужно сказать взрослым!
А сейчас ребята мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Тепло-холодно!». Становитесь в большой круг и как только я скажу: «Холодно!» вы плотно-плотно прижимаетесь друг к другу, а когда скажу: «Тепло!», снова делаете большой круг - договорились?
Воспитатель: Вернёмся же к нашим слайдам, а на этом слайде что-то вообще непонятное. Бутылка какая-то, пластилин, коктейльная трубочка. Для чего же это нам? А вот здесь есть инструкция!
Воспитатель:
Первое: Налей в бутылку холодной воды. Добавь несколько капель красителя, потом лей воду до самого верха пока она не станет переливаться через край.
Второе: Скатай из пластилина шарик и налепи его на соломинку в 10 см от верха. Делай это осторожно не сомни соломинку.
Третье: Вставь соломинку в бутылку, втолкни пластилин в горлышко бутылки так, чтобы плотно её закупорить. Вода должна подниматься по соломинке.
Вот у нас и получились самодельные термометры!
А теперь предлагаю определить температуру в комнате. Сделайте отметку фломастером, на соломинке. Затем поместим термометр в тазик с водой. Что произошло?
Дети: Уровень воды снизился.
Воспитатель: И что это значит?
Дети: Вода в тазике холоднее, чем воздух в комнате.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, почему при снижении температуры и вода в трубочке снижается?
Дети: Вода сжимается. Вода пытается согреется и сжимается.
Воспитатель: Может в слайдах есть ответ?
Ах, вот и он! Когда становится теплее, вода в бутылке расширяется и её уровень поднимается. Она ползёт вверх по соломинке. Если станет холоднее, вода в бутылке начнёт сжиматься. Это заставит её опуститься в соломинке, и на шкале будет более низкое показание.
Ну что ж ребята, я думаю нам необходимо измерить температуру на улице! Долго ли нам ещё ждать Деда Мороза? Или стоит нам его позвать, чтобы заморозил всё вокруг?