Яна Третьякова
Совмещенные ИОМ и ИОП, мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ рас
▼ Скачать + Заказать документы
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ растройство аутистического спектра (индивидуальная АОП)
Ф. И. О. ребенка
Дата рождения
•
Целевой раздел АОП
I. Общие сведения
Дата поступления в образовательную организацию:
Дошкольная группа:
- разновозрастная группа от 5 до 7;
Режим пребывания:
- неполный день
Публикация «Совмещенные ИОМ и ИОП, мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ рас» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Мониторинг
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Сопровождение тьютора:
- есть, полное;
Заключение и рекомендации ПМПК Рекомендации для реализации права на образование:
• нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста;
Образовательная программа:
• адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста;
Конкретизация категории ОВЗ:
• Пр АООП ДО для детей с РАС
Психолого-педагогическая характеристика • Внешний вид ребё нка: опрятный
• Исследование движений и действий: недоразвитие мелкой моторики.
• Состояние эмоционально-волевой сферы: аутоагрессия, нестабильность эмоционально – волевой сферы.
• Состояние психических процессов и познавательной деятельности: сформированность познавательных процессов не соответствует возрастной норме.
• Изучение представлений о ближайшем окружении, окружающем мире: низкий уровень сформированности учебно – познавательной деятельности.
• Особенности речевой деятельности: не соответствует возрастной норме, словарный запас беден.
• Состояние игровой деятельности: преобладает мотивация к взаимодействию со взрослыми в игровой деятельности.
• Состояние продуктивной деятельности: темп деятельности неравномерный, характерны спады во время выполнения заданий.
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка Цель данного маршрута помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему, максимально возможному его развитию.
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП - воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- формировать сенсорное развитие;
- повышать двигательную активность ребенка;
- стимулировать звуковую и речевую активности.
Организационный раздел АОП
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г. В. Яковлевой)
Архитектурная среда и учебное пространство
Для визуализации предметно-пространственной развивающей образовательной среды используют: Иллюстрируемые правила поведения
Специальное оборудование
• Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления.
• Многофункциональный комплекс «Творческая мастерская».
• Игровая логопедическая мозаика («Дары Фребеля»).
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ Неполный день
Соматическое состояние • Третья группа здоровья
Рекомендации специалистов медицинского профиля • ЛФК,массаж
Противопоказания • аллергическая реакция на глютен
Взаимодействие специалистов ОУ Рекомендованы:
• тьюторская поддержка
• занятия с учителем-логопедом
• занятия с педагогом-психологом
• занятия с музыкальным работником
• занятия с хореографом
• занятия с физкультурным работником
Содержательный раздел АОП
III. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.2. Выбор среди примерных АООП для детей с ОВЗ:
• Пр АООП ДО для детей с РАС.
3.1.3. Выбор среди вариативных адаптированных АОП для детей с ОВЗ:
• Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н. В. Нищева.
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
• Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом/сост. И. В. Ковалец. Мн. 1998.3
Перспективный план коррекционно-развивающей работы на год
1 ОО «Речевое развитие» (учитель-логопед) Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации
мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной
гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.
Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи и фразовой речи.
Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью взрослых.
Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с
предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч, укрепляющим мышцы рук.
Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки, укрепление мышц пальцев рук.
Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.).
2 ОО «Познавательное развитие» (воспитатели групп) Заинтересовать определенными видами деятельности, совершать простые действия с материалами (лепка, рисование, группирование предметов по цвету и по форме, складывание разрезных картинок из 4-х частей, складывание пазла с помощью взрослого итд.)
3 ОО «Социально-коммуникативное развитие»(педагог –психолог) Виды сенсорных игр:
1. Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед», «Разноцветные льдинки».
2. Игры с водой: «Переливание воды», «Открывай! – закрывай!», «Бассейн», «Озеро», «Море», «Купание куклы», «Игры с мыльными пузырями», «Тает льдинка».
3. Игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Вкусная кашка».
4. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной).
5. Игры со звуками: «Послушаем звуки», «Постучим, погремим!», «Найди такую же коробочку», «Свистульки», «Звуки природы».
6. Игры с ритмами: «Потопаем ножками», «Похлопаем ладошками».
«Попрыгаем как зайчики» и т. п.
7. Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Тормошение, возня», «Догоню-поймаю», «Змейка», «Самолетики».
4 ОО «Художественно – эстетическое»
(Музыкальный руководитель; ПДО).
- Использовать детские песенки, сказки, стихи с содержанием которых, предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики («Мишка - косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.).
- Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое восприятие.
- Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения.
- Знакомство с музыкальными инструментами.
- Работа над дыханием.
- Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами.
- Обучать использовать предметы, издающих звуки (звучащая игрушка, барабан и др.) и формирование соответствующих движений руки, вызывающих эти звуки;
- Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка).
5 ОО «Физическое развитие
(Воспитатель по физической культуре)
- Прыжки: на двух ногах, на месте разными способами, на одной ноге, подпрыгивание на двух ногах продвигаясь вперед.
- Бросание, ловля, метание, перебрасывание мяча друг другу, бросание мяча вверх, в стороны, метание в цель.
- Учить выполнять общеразвивающие упражнения : поднимать руки вверх, вперед, в стороны; опускать и поворачивать голову в сторону; наклоняться вперед, приседать.
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы, соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях разновозрастной дошкольной группы от 5 до 7.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка
Методические приемы и используемые технологии
1. Стимулирование звуковой и речевой активности
ОО «Речевое развитие»
- формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него
(движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
- расширять словарный запас, развитие фразовой речи;
- развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных);
- формировать способность к подражанию движений и звуков;
2. Формирование коммуникативные умений и навыков
ОО «Познавательное развитие»
- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание,
восприятие, мышление, память, произвольное поведения;
- привлечение внимания ребенка к определенному виду деятельности (лепка, рисование, формирование простейших математических представлений с помощью взрослого);
3. Развитие общения и формирования межличностных взаимоотношений ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать способность к подражанию движений и звуков;
- развивать способность визуального контакта через привлечение внимания с
использованием звуковых эффектов;
4. Управление эмоциональной сферой и двигательной активностью ОО «Физическое развитие
- развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики.
- развитие речи посредством движения.
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности.
4. Стимулирование звуковой и речевой активности; ОО «Художественно – эстетическое»
- развивать слуховое внимание;
- формировать навык действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку;
- подражать простым движениям под музыку, способность приобщаться к ритмически организованным действиям.
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы Кол-во занятий в неделю Количество занятий (часов) в год Форма проведения Ф. И. О. специалиста
Педагогическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Индивидуальные занятия
• Совместная образовательная деятельность с родителями Воспитатели:
___
Развивающая-педагогическая помощь • 3 раз в неделю • 103занятия (учебных часов) в год • Подгрупповые занятия Тьютор:
___
Психологическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Индивидуальные занятия Педагог -психолог:
___
Логопедическая помощь • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Подгрупповые занятия
• Индивидуальные занятия Учитель -логопед:
___
Музыкальные занятия • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Групповые занятия
• Индивидуально-совместные занятия (в паре) Музыкальный руководитель:
___
ПДО • 1 раз в неделю • 36 занятия (учебных часов) в год • Индивидуально-совместные занятия (в паре) ПДО:
___
Физкультурные занятия • 2 занятия в неделю • 72 занятия (учебных часов) в год • Групповые занятия
• Индивидуальные занятия Воспитатель по физической культуре:
___
Коррекционно- педагогическая помощь 1 раз в неделю 36 занятия (учебных часов) в год Индивидуальные занятия Тьютор :
___
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи Мероприятия Срок проведения и ответственный
Проведение консультаций по освоению АОП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми • Родительские собрания
• Индивидуальные консультации В течение года
Заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель – логопед, тьютор, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре.
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников • Организация совместных праздников и досугов Заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель – логопед, тьютор, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра.
Проведение консультаций по освоению адаптированной АОП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми • Индивидуальные консультации
• Родительские собрания В течение года
Заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель – логопед, тьютор, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра.
Обеспечение условий при подготовке детей к школе • Индивидуальные занятия со специалистами В середине и в конце учебного года
Заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель – логопед, тьютор, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра.
ПМПК • 2 раза В начале и в конце учебного года.
Заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель – логопед, тьютор, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра.
V. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей Оценка родителями Оценка воспитателями Оценка специалистами коррекционного профиля
ОО «Физическое развитие» (ловкость, сила, выносливость, быстрота, равновесие) упражнения
ОО «Познавательное развитие» ( Наличие первичных представлений об объектах окружающего мира: представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое).
ОО «Речевое развитие» (наличие слов, фразовой и развернутой речи)
ОО «Социально-коммуникативное развитие» (способность к подражанию движений и звуков, к зрительному контакту во время общения, попытки вступать в контакт)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» (способность к ритмически организованным действиям, подражаниям простым движениям под музыку)
5.2. Итоговый контроль
"Согласовано"
Методист:
___ ФИО: ___
Воспитатели:
___ ФИО: ___
Педагог-психолог:
___ ФИО: ___
Специалист коррекционного профиля (логопед) :
___ ФИО: ___
С результатами работы за год ознакомлен.
Родитель:
___ ФИО: ___