Буглак Анна Андреевна
Советы родителям по развитию у детей речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, заботливые родители!
Продолжаем нашу рубрику «Школа Языколомок», и сегодня мы поговорим
Известно, что важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох,
четкая и ненапряженная артикуляция, все это является основой для звучного голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые
взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и
Публикация «Советы родителям по развитию у детей речевого дыхания» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
уточнение артикуляции проводятся одновременно. Очень важно научить ребенка
правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи.
Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Предлагаю дыхательные
упражнения, которые ребенок будет воспринимать как игру.
Поем песенку.
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а”
(сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
Немое кино.
Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех
гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на
длительном выдохе.
Аленький цветочек.
Ребенку предлагается сделать ладони «лодочкой», медленно вдохнуть через нос,
представляя воображаемый цветочек и на выдохе произнести слово «Ах!».
Топор.
Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и
опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно
опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.
Ворона.
Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно
опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.
Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания ( например: гуси —
произнести на выдохе “га га га” (го, гы, корова — произнести на выдохе “му”, кошка —
“мяу” и т. д.).
Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как
они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно
более долгим.
Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или
карандашу, "ветер" будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают
воображение.
Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким,
иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.
Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите дуть на крылья так,
чтобы они вертелись.
Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: "птички
полетели", дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели
как можно дальше.
Научите ребенка дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает
ртом, согревая поднесенные к губам руки.
Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом.
Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом
выдохнуть со звуком "а-а"). Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы
слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и
не выдыхал воздух.
Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А. С. Пушкина) : на вдохе плавно
поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое "ш-ш-ш". Ребенок
может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку
или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать "настоящую бурю". Налейте
воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер.
Дуть нужно, не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как
это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте
прерывисто: "п-п-п" и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенок попытается
пригнать кораблик к определенному месту.
Такая дыхательная гимнастика способствует формированию правильного
произношения и выработке четкости речи.
Желаю удачи!