Наталья Маринина
Советы логопеда для родителей «Дисграфия у младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дисграфия у младших школьников.
учитель -логопед
Маринина Н. А.
Анализируя письменные работа обучающихся 1 "Б" класса, я продиагностировала определенные специфические нарушения. Вопрос о эпидемиологии этих нарушений остаются дискуссионным. Многие ученые отмечают наследственную предрасположенность, другие незрелость функций развития головного мозга.
Публикация «Советы логопеда для родителей „Дисграфия у младших школьников“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации логопеда для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Во втором полугодии при работе над диктантами, письмом по памяти возникают многочисленные грамматические ошибки. Не используют заглавные буквы, ужасный почерк, путают написание букв, их"зеркалят",буквы и цифры пишут снизу вверх.
Выделяют несколько типов дисграфии :
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Когда ребенок пишет,как слышит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии. Когда пишет одну букву вместо другой.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Когда пропускает буквы, недописывает слова, слитное написание предлогов со словами.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
На самом деле вариантов профилактики и проработки отклонений письма существует немало.
Если же родитель решил принимать непосредственное участие в профилактике и коррекции дисграфии у своего ребенка, то ему лучше использовать игровую деятельность.
Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.
Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т. к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми дошкольного и младшего школьного возраста :
• Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т. д.
• Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
• Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т. д.
• Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
• Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
• Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
• Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.