Роза Змановская
Консультация для родителей «Советы логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Советы логопеда
Родился ребёнок, сделал первый шаг, наполняя сердце родителей радостью и счастьем.
Малыш растёт. Ему уже 4, 5, 6 лет и вы с огорчением замечаете, что на фоне сверстников он говорит хуже, не так чисто.
Ваши огорчения не ошибочны!
Не успокаивайте себя тем, что он ещё мал, вот исполнится ему 5 лет и будет говорить хорошо.
Некоторые родители считают, что к логопеду приходят только в 5 лет или после 5 лет.
Это ваша ошибка!
Публикация «Консультация для родителей „Советы логопеда“» размещена в разделах
К логопеду на консультацию приходите как можно раньше: в 2, 3, 4 года!
Раньше, потому что в этом возрасте логопед помогает формированию чистой речи, а вот в 5, 6 лет он уже исправляет неправильно сформированные звуки речи.
Закономерно встаё т вопрос: «Почему ребёнок не научился говорить правильно?»
Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос.
Когда мы (взрослые) говорим, язык находится в постоянном движении. Движения эти не хаотичны, а целенаправленные.
Язык при произношении звука занимает только определённое место этого звука. Малейшее отклонение языка от правильного положения приводит к нечистому звучанию звука.
Возьмём, например, звук [ш]. Произнесём его длительно [ш-ш-ш] несколько раз.
Вы почувствуете, что язык прижимается к нёбу за верхними зубами. А теперь продвиньте язык в глубину рта.
Звук [ш] зазвучал по-другому. Если кончик языка опустить за нижние зубы, получится звук [с].
У маленького ребёнка в силу чрезмерной подвижности языка, или, наоборот, его вялости, движения языка несовершенны.
Какие же причины обусловили недостаточную подвижность языка?
Причины мы условно назовём видимыми и невидимыми.
Видимые причины:
1. Врождённые расщелины нёба, губ.
2. Расщелины нёба, губ, возникшие в результате травм.
3. Неправильный прикус.
4. Короткая уздечка языка.
Она находится под языком. Можете рассмотреть её перед зеркалом. Откройте широко рот и поднимите язык вверх. Видите, под языком появляется мышечная «ниточка»- поводок. В норме она 1,5 см. Если у ребёнка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка, которому необходим простор, а он на «коротком поводке»
Невидимые причины - это негативные факторы в период беременности, тяжёлые роды.
Невидимые причины затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие ребёнка, он начинает говорить после 3 лет. Зачастую слабые сигналы не способствуют достаточной подвижности языка для чистого звукопроизношения.
Что же необходимо для правильного звукопроизношения?
Необходима артикуляционная гимнастика - специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк.
Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика нужна для речевых органов.
Язык – главная мышца, которая нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения целенаправленных движений.
Ребёнок должен видеть, что язык делает.
По этой причине артикуляционную гимнастику надо выполнять только перед зеркалом.
Мы, взрослые, не задумываемся над тем, где находится в данный момент язык. Это у нас автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас.
Главное – это терпение.
Побуждаем ребёнка выполнять упражнение вместе с вами.
Можно откровенно признаться малышу: «Смотри, у меня тоже не получается, давай, вместе попробуем!»
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у Вас всё получится.