Марина Генералова
Консультация «Советы логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей. Переживания родителей нельзя назвать беспочвенными, потому что учиться говорить малыш должен в определенный период особой восприимчивости к освоению слов и словосочетаний. Этот период приходится на первые три года жизни ребенка, когда он постоянно стремится узнать что-то новое и поделиться своими впечатлениями с близкими. Если за это время малыш не научится говорить, то в дальнейшем ему будет намного труднее.
Публикация «Консультация „Советы логопеда“» размещена в разделах
Проблемы в развитии речи могут носить неврологический характер (хронические заболевания матери, вредные привычки, гипоксия плода, недоношенность или переношенность, родовая травма, длительный токсикоз, угроза выкидыша у матери, недоразвитие, либо поражение мозга, ЦНС в ходе внутриутробного развития в процессе либо после родов, и т. д.). Так же проблема может носить физиологический характер (врожденные либо приобретенные проблемы со слухом, недоразвитие речевого аппарата: лицевых и челюстных мышц). На темпах развития речи сказываются генетические патологии. За речевую деятельность отвечают определённые клетки нервной системы, по наследству может передаться склонность к их медленному росту.
Если ребёнок здоровый, физически развитый, но не разговаривает, либо говорит очень плохо, причины могут иметь социальный характер (родители не уделяют времени малышу, не общаются с ним, проявляют гиперопеку над ребёнком, тогда у малыша отсутствует потребность в речевом общении – ему достаточно показать жестом на желаемое или начать капризничать, неблагоприятная обстановка в семье, стрессы, испуг и т. д.)
В первую очередь Вам нужно определить причину возможного нарушения у малыша. Помогут разобраться в этом только специалисты:
Логопед (в ходе обследования определит, насколько речь малыша соответствует его умственному развитию. Для того чтобы подтвердить диагноз, логопед может направить ребенка к психоневрологу, который расспросит маму о протекании беременности и родов, особенностях поведения ребёнка в разных ситуациях).
ЛОР (проверит, насколько хорошо ребенок слышит).
Невролог или психиатр (уточнит неврологического статуса ребенка, сопутствующие нарушения, причины речевого нарушения, назначит лечение, если необходимо).
Но что делать родителям, у которых малыш здоров и нормально развивается интеллектуально? Прежде всего – не паниковать, ведь как показывает практика, большинства детей к двум-трем-трем с половиной годам (у всех индивидуально) происходит сильный скачок в развитии и ребенок начинает говорить. Конечно, просто сидеть и ждать тоже не лучший выход, поэтому, если к двум годам кроха использует всего пару слов и жестов, нужно пробовать заниматься с ним по несложным и увлекательным методикам.
Важно не просто выполнять упражнения и научить малыша, который пока плохо разговаривает, правильно произносить большое количество слов. Необходимо вызвать в нем желание вербально общаться – в этом случае он станет охотно осваивать сложные речевые конструкции, активно пополнять словарный запас.
Для этого знакомьте ребенка с новыми для него местами и объектами, участвуйте в мероприятиях, о которых ему захочется рассказать. И старайтесь как можно больше общаться с малышом. Родителям следует понимать, что только последовательность, доброжелательность и терпимость может привести к желаемому результату.