Наталья Сафонова
Советы логопеда для родителей «Если у ребёнка заикание»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы уберечь ребёнка от заикания, необходима большая профилактической работы со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду.
И. А. Сикорский назвал заикание «детской болезнью», подчёркивая этим, что начало возникновения заикания, относится ко времени формирования речи, но не исчерпывается этими особенностями.
Публикация «Советы логопеда для родителей „Если у ребёнка заикание“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводиться с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения.)
С самого раннего возраста в развитие речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых, но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности. Нельзя говорить с детьми лепетным языком, как это часто делают многие взрослые, когда, обращаясь к ребенку, говорят его языком. Этим удлиняется срок физиологического косноязычия.
Прежде всего, необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.
Следовательно, следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным детям нужно создавать более спокойную обстановку:
• ограничить речевое общение и шумные игры;
• не баловать новыми игрушками;
• по возможности избегать большого общества вокруг них.
Заикание может возникнуть и подражанию. Постоянно общаясь с взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.
Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находиться еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу:
• оберегать малыша от психических и физических травм;
• от бурных проявлений гнева или радости;
• от пребывания среди, нервных, беспокойных детей.
Отрицательно сказывается на состояние речи детей и неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.
Нельзя перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны:
• у него не развито еще в достаточной степени произношение;
• беден словарный запас;
• он недостаточно владеет грамматическими средствами языка.
А взрослые порой требуют от малыша слишком многого. Заставляя произносить сложные фразы, незнакомые, непонятные слова и трудно произносимые слова для них слова, которые они, иногда к удовольствию взрослых, коверкают до неузнаваемости, а при частом повторении таких слов заучивают это неправильное произношение. Многие взрослые заучивают много стихов, сложных по содержанию и форме. Дети очень быстро схватывают ритм стиха, быстро сложный текст, а взрослые любят демонстрировать такие «достижения» детей при любом случае, заставляя их читать стихи. Гораздо полезнее детям с несформировавшейся речью давать учить или просто читать стихи с конкретным содержанием.
Правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после 4 лет, когда окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Все это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.
Немаловажное значение приобретает вопрос чтения детям вслух книг известно, что дети любят слушать, когда им читают. Необходимо, что вы произношение при чтении вслух было бы без речи, так как обычно дети очень внимательно прислушиваются к произношению и хорошо за поминают не только текст, но и то, как произносятся отдельные слова, ударения. Если произношение было неправильным, так оно и закрепляется в их разговорной речи. Иногда такое произношение, возникшее от подражания, держится у детей упорно и для его исправления требуется логопедическая помощь.
Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно. В таких случаях ребенок заметно отстает в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое запинание.
Не следует перегружать малышей избыточными впечатлениями, так как они вызывают у них эмоциональное перенапряжение. Часто водят детей в цирк, кино, подолгу смотрят телевизор. Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями ребенок задает много вопросов и много высказывается. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки и слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание. Следовательно, не обязательно исключить посещения театра, цирка, а делать это осторожно, помня о впечатлительности и ранимости его нервной системы.
Иногда заикание появляется в результате чувства страха. Многие родители, стремясь, успокоить расшалившегося перед сном ребенка, прибегают к запугиванию; все эти методы чаще всего производят обратное действие. У детей легко возникают страхи, которые фиксируются и начинают появляться каждый раз перед засыпанием, иногда взрослые не замечают вовремя тревогу и беспокойства малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение за поведением ребенка. Нельзя оставлять без внимания случай, когда малыш боится спать один в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться устранить ее ирония, насмешка, выговоры, наказания не помогут, а, наоборот, еще
Больше усилят чувство страха. Тактично и осторожно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх.
Особого внимания требуют дети, которые владеют левой рукой, чем правой. Иногда, когда этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка — левши существует предрасположенность к заиканию : нервная возбудимость, ускоренная речь, речь на вдохе, переучивать его вообще нельзя.
При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика необходима и в школьные годы.
Следует избегать:
• неожиданных вызовов детей и принуждения их быстрым ответам;
• создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку;
• сообщать логопедические знания родителям, учителям.
В пубертатном периоде обращать внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности. Различные отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.
Особое внимание обратить на профилактику причин заикания, чем лечение самого заикания.
Список литературы:
1. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. «Основы логопедии» М.
«Просвещение» 1989.
2. Л. С. Волкова, Р. И Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.
«Логопедия» М. «Просвещение» 1995.