Светлана Гришина
Советы дефектолога «Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Советы дефектолога. Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье.
Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений.
Ошибки родителей в воспитании ребенка с нарушением зрения :
Публикация «Советы дефектолога „Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
1. Лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай», «не бери сам», «не трогай» и т. п.)
2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье, излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что в окружающем социуме он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.
3. Воспитание в стиле «кумир семьи», предупреждение любых желаний ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни, зависимости от окружающих.
4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.
По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации:
1. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте.
2. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.
3. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
4. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, которые он не услышал из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.
5. Используйте правило: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Используйте рисунки, макеты, муляжи, фильмы, совершайте прогулки, экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами, явлениями окружающего мира.
6. Учите малыша обследовать окружающие предметы с помощью зрения, осязания (на ощупь). Используйте приёмы тактильно-зрительного обследования.
По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации:
Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они».
Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине: длине, высоте, ширине, толщине (мячи, пирамидки, ленточки, орехи, книги и т. д.)
Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (на столе, фоне, индивидуальном фланелеграфе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.
Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.
Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
Развивайте мелкую моторику ребенка (уровень развития мышления и речи зависит от развития мелкой моторики рук, пусть ваш ребенок чаще рисует, лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки, перебирает крупу, мелкие предметы и т. д.
Обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект. Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. Нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего», не лениться разъяснять, показать. Поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или. «Что лишнее?», или «Найди отличия». Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.). А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты», «Кто найдет больше диких зверей». Не удивляйтесь, если ребёнок стремится разобрать новую машинку, пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, включиться в стирку. Все это экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Можно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет», «Из чего состоит предмет?», «Назови части», «Узнай на ощупь», «Какой фактуры предмет» и т. д.
Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому необходимо развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, парку, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, парке, ( нарисовать птиц: ворону, синичку, сравнить их, уточнить, чем птицы отличаются от зверей, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие; какие грибы съедобные, какие нет.
Уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего».
Именно родители являются первыми педагогами своих детей и, вы, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания.