Елена Ловяго
Совет педагогов по патриотическому воспитанию в форме деловой игры «По страницам Великой Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
СОВЕТ ПЕДАГОГОВ
«Организация воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей».
«По страницам Великой Победы»
Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образо-вательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам пат-риотического воспитания.
[i]Задачи: [/i]
Публикация «Совет педагогов по патриотическому воспитанию в форме деловой игры „По страницам Великой Победы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Игрушки. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1. Формировать у педагогов потребность в получении исторических зна-ний, интерес к проблемам патриотического воспитания дошкольников.
2. Повышать методический уровень педагогов по организации работы по патриотическому воспитанию детей в свете современных требований.
3. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
Повестка:
1. Выполнение решений педсовета.
2. Актуальность темы педсовета. Организация образовательной деятельно-сти с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников.
Выступление Ст. воспитатель
3. «Воспитать патриота».
Выступление Воспитатель
4. Итоги тематического контроля по организации работы по патриотиче-скому воспитанию детей.
Справка Ст. воспитатель
5. Деловая игра «По страницам Великой Победы».
6. Принятие и утверждение решения Совета педагогов.
Подготовка к Совету педагогов:
1. Подготовка информационного стенда о планируемом Совете педаго-гов.
2. Проведение консультации на тему: «Планирование и учет работы по развитию элементарных математических представлений».
3. Организация смотра патриотических уголков.
4. Проведение тематического контроля. Подготовка справки по итогам те-матической проверки.
5. Подготовка докладов о теоретической составляющей рассматриваемого вопроса.
6. Просмотры открытой непосредственно образовательной деятельности.
7. Организация проектов «Герб нашей семьи», «С чего начинается Роди-на?»
8. Анкетирование педагогов.
9. Обзор литературы по этой теме.
Список литературы:
1. «Мы живем в России.» Гражданско – патриотическое воспитание до-школьников. Н. Г. Зеленова, Л. Е Осипова;
2. «Дошкольникам о Москве и родной стране». Т. В. Смирнова, Т. Ю. Фи-липпова;
3. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» А. М. Ви-ноградова;
4. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Г. Н. Эйсмонт – Швыдская;
5. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М. Д. Маха-нева.
ХОД СОВЕТА ПЕДАГОГОВ:
1. Вступительное слово
«Организация образовательной деятельности с детьми в совре-менных условиях реализации ФГОС ДО. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников».
Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задачи первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви
к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому
и настоящему, а затем ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
1. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования бу-дущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связа-ны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весь-ма актуальное звучание.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического вос-питания. Л. Н. Толстой, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспиты-вать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его матери-альной и духовной культурой.
2. Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспита-нию, за основу необходимо взять следующие документы:
- Конституция Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правитель-ством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и воз-растные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содер-жание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах Рос-сии» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнени-ями) от 19 мая 1995г.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Феде-рации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Рос-сийской Федерации на 2011–2015 годы».
3. Гражданско-патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отноше-ния к стране и государству, где живёт человек.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмо-ционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельно-стью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского чело-века черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, ис-тории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с сим-волами государства, историческими личностями, развиваем интерес к рус-ским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, поселку. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспи-тательной деятельности и реализуется через такие формы как:
- создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Челове-ком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределе-ние и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоя-тельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробу-дить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное само-определение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искус-ством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном про-шлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Народные от-личия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний», - писал еще в ХХ веке Д. С. Лихачев.
Чтобы проводить патриотическую работу с детьми дошкольного воз-раста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Сегодня мы с вами попробуем обобщить и систематизировать имею-щиеся у нас знания и опыт.
2.«Воспитать патриота». Воспитатель
Выступление прилагается.
3. Итоги тематического контроля по патриотическому воспитанию дошкольников. Ст. воспитатель Справка прилагается.
4. Деловая игра «По страницам Великой Победы»
Детство есть та великая пора жизни, когда закладывается
основание всему будущему нравственному человеку.
Н. В. Шелгунов, русский философ, публицист, педа-гог
1. Оргмомент.
Ведущий: - Патриотизм надо прививать с раннего детства, пробудить у ребенка чувство любви к Родине, народу, природе России, зажечь ис-корку любви и интереса к жизни людей в разное историческое время. Важно, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру. Много лет прошло после победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и вот уже в мае исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Люди, которые встали на защиту Родины, дали нам воз-можность жить и быть счастливыми. Мы обязаны помнить о тех, кто, не щадя себя, сражался за Отечество, за мир во всем мире.
- Наша задача – пополнить свои знания о Великой Отечественной войне, чтобы затем поделиться ими с нашими воспитанниками.
- В игре будут принимать участие две команды: Команда «Василь-ки», и команда «Ромашки».
Ведущий предлагает поделиться на команды и просит занять со-ответствующие места за столами. Выбирается жюри.
Критерии оценки работы команд:
1. Время. Активность группы.
2. Творчество и компетентность участников.
3. Полнота ответов.
2. Приветствие команд. Ведущий: - Команды поприветствуйте друг друга.
Команда «Васильки»:
Василек – цветок России,
Он как небо, синий- синий.
Любит русская душа
Васильковые глаза.
Команда «Ромашки»:
Мы - ромашковое поле,
Символ русского раздолья.
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи.
3. Разминка. Ведущий: - Давайте начнем нашу игру с разминки. Я бу-ду задавать вопрос, а вы быстро отвечать.
1. Военная техника. (танк)
2. Недалеко от села Белгородской области произошло крупнейшее танко-вое сражение в годы ВОВ. (Прохоровка)
3. Крупная территория, которая имеет определенные границы. (страна)
4. Какое оружие в годы ВОВ называли женским именем? (Катюша)
5. Символ государства его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище, установленных размеров и цветов, иногда с изображе-нием герба, эмблемы. (флаг)
6. Совокупность близких родственников живущих вместе и ведущих общее хозяйство. (семья)
7. Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
8. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (традиция)
9. Военный флаг. (знамя)
10. Князь, который в 1612г. вместе с Кузьмой Мининым освободил Моск-ву от поляков. (Пожарский)
Ведущий: - Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.
Конкурс 1 «Пословицы о героизме и храбрости»
Ведущий: – Назовите пословицы о храбрости и героизме.
Команды по очереди называют пословицы. Жюри оценивает.
Примеры пословиц:
• Смелость города берет.
• Тот герой, кто за Родину горой.
• Храбрый побеждает, трус погибает.
• За правое дело стой смело!
• Один за всех, все за одного!
• Сам погибай, а товарища выручай!
• С родной земли – умри, не сходи!
• Жить – Родине служить!
• Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет!
• Бой не опасен, если ты мужеством красен!
• Кто смел да стоек, тот десятка стоит.
• Тяжело в ученье, легко в бою.
• Где смелость – там победа.
• Мужественно биться – победы добиться!
• Кто Родине изменяет – тот народ презирает.
• За край родной насмерть стой!
Конкурс 2 «Кроссворд»
Ведущий: – Разгадайте кроссворды и отгадайте зашифрованные слова по вертикали. Для одной команды – кроссворд 1, для второй – кроссворд 2.
1. «Василий Теркин»: «Что мне орден, я согласен на…» (Медаль.)
2. Прозвище основателя Москвы князя Юрия. (Долгорукий.)
3. Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, маршал Победы. (Жуков.)
4. В каком городе находится известная крепость-герой, принявшая на себя первый удар немецких захватчиков? (Брест.)
5. Место службы пограничников. (Застава.)
6. Имя царя – основателя Санкт-Петербурга. (Петр.)
7. Предки русских людей. (Славяне.)
8. Человек, любящий свою Родину. (Патриот.)
Зашифрованное слово: «МУЖЕСТВО».
1. Фамилия летчика, Героя Советского Союза, совершившего первый воздушный таран. (Гастелло.)
2. Сооружение для защиты жителей от врагов. (Крепость.)
3. Могучий, самый сильный воин в Древней Руси. (Богатырь.)
4. Внезапное, быстрое наступление. (Прорыв.)
5. Программа патриотического воспитания М. Ю. Новицкой. («Насле-дие»)
6. Что в мае 1945 года водрузили над рейхстагом? (Знамя.)
7. Знак отличия различных родов войск. (Эмблема.)
Зашифрованное слово: «ГЕРОИЗМ».
Конкурс 3 «Капитанов»
Ведущий: – Кто быстрее ответит на вопросы.
1. Высшая военная награда. (Орден.)
2. Человек, несущий знамя. (Знаменосец.)
3. Воинское звание Г. К. Жукова. (Маршал.)
4. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», – на каком памятнике, посвященном защитникам Отечества, можно прочитать эти слова? (Могила Неизвестного Солдата.)
5. «Есть такая профессия – Родину защищать», – из какого фильма это высказывание? («Офицеры».)
6. 7 Ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Куда сразу же отправились его участники? (На фронт.)
7. Рядовой воин русской армии. (Солдат.)
8. Народный герой, описанный в поэме А. Твардовского. (Теркин.)
9. Автор пословицы «Тяжело в учении – легко в бою». (А. В. Суворов.)
10. Город, за который мужественно сражались моряки Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. (Севастополь.)
Конкурс 4 «Литературный»
Ведущий: - Назовите известные художественные произведения о Великой Отечественной войне, с которыми вы знакомите детей.
Команды по очереди называют произведения и их авторов.
Примерные ответы:
• Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники».
• С. Баруздин «Рассказы о войне», «Шел по улице солдат», «Твои защитники».
• Е. Благинина «Шинель».
• С. Михалков «День Победы», «Мы – военные».
• В. Карасева «Хлебные крошки».
• А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка».
• Т. Тургенев «Советский воин», «Победой кончилась война».
• А. Гайдар «Война и дети».
• А. Митяев «Почему армия родная».
Конкурс 5 «Ваше мнение»
Ведущий: - Объясните педагогическую ситуацию.
Ситуация 1
- Бабушка, покажи нам медаль и расскажи, как ты защищала Ленинград, -просит 7-летняя внучка. в который раз она готова слушать ее рассказ о мужественных защитниках города.
- Вы на фронте тоже были, что Вам медаль дали? – спрашивает Володя, Галин приятель.
- Нет, на фронте я не была, но все равно город защищала.
бабушка, порывшись в заветной шкатулке, до которой внучке дотрагиваться нельзя, до-стает медаль. Галя и Володя по очереди держат ее в руках, внимательно рассматривают. На одной стороне шпиль Адмиралтейства и бойцы – солдат, моряк, рабочий – все они с винтовками. А по краю слова «За оборону Ленинграда». На другой – серп и молот и надпись: «За нашу Советскую Родину». Затем бабушка приколола медаль себе на платье и сказала:
- А теперь слушайте… Это было очень давно, когда вас еще на свете не было, а Галина мама была совсем маленькая…
Ребята, притихшие и посерьезневшие, приготовились слушать.
Это был рассказ о суровом, тяжелом времени, когда голодный, обстрелянный город бо-ролся не на жизнь, а на смерть против фашистских захватчиков. Для бабушки – это вы-страданная быль, а для детей – страшная история, в которую, пожалуй, и поверить трудно, не будь рядом с ними той, которая сама – одно из ее действующих лиц.
- Ленинград опоясан вражеским кольцом. Так что пути к городу оказались отрезанными, прекратился подвоз продуктов. Ушли последние поезда с эвакуированными. Все, кто мог, уходили на фронт, в отряды по защите города. Рабочие, служащие, ученые, студенты и даже учащиеся брали в руки лопаты и рыли окопы, противотанковые рвы. Все трудились дни и ночи, часто находясь под вражеским обстрелом…
Долго говорит бабушка, словно снова окунулась в те давние года и нелегко ей даются эти воспоминания. Приостановила она свой рассказ, посмотрела на детей– они серьезно и сосредоточенно слушали, понимали, как было трудно людям, и ненавидели врага, кото-рый принес столько горя и невзгод.
Бабушка кончила свой рассказ, а дети все еще продолжали молча сидеть на диване, тесно прижавшись друг к другу. Все, что они узнали, заставляло их размышлять, думать, проникнуться чувством восхищения людьми, и ненавистью к врагу.
Вот, оказывается, о чем может рассказать бабушкина медаль!
? Считаете ли вы нужным знакомить детей с событиями, связанными с героиче-ским прошлым страны? Или придерживаетесь иной точки зрения, полагая, что по-добные рассказы недоступны дошкольникам, омрачают их детство?
Ситуация 2
В те дни, когда мама работает в вечернюю смену, отец, взяв сыновей из детского сада, специально делает крюк по пути домой с заходом на одну из соседних улиц. Своеобраз-ные экскурсии по вечернему городу доставляют детям немало радостей. Сколько откры-тий делают дети с помощью папы: «Это улица названа в честь знаменитого детского пи-сателя Аркадия Гайдара. Он совсем юным командовал отрядом. Здесь собираются что-то строить. Непременно побываем здесь через некоторое время и узнаем. Этот памятник по-ставлен в честь…» Мальчики постоянно находят подтверждение очень важной мысли: «Их папа все знает».
Это он, их папа, отложив в сторону сегодняшнюю газету, старается пересказать доступ-ным языком то, что прочитал: о лучших людях, их трудовых делах. И в подтверждении этого они вместе с папой рассматривают портреты передовиков. В газете пишут о бурном строительстве в их районе. А затем, выйдя на прогулку, они еще раз находят подкрепле-ние написанному: всюду идет строительство – вот только что открылась школа, новая станция метро и огромный магазин «Универсам». Сюда они теперь будут ходить с папой за покупками.
? Проследите на данном примере, как отец знакомит детей с окружающей дей-ствительностью, как помогает им осмысливать явления, стараясь заронить в их сердца первые искорки гражданственности. Правильно ли он поступает, необходимо ли это современным детям?
Конкурс 6 «Музыкальный»
Ведущий: - В минуты радости и невзгод бойцам помогала песня, и сейчас я вам предлагаю вспомнить песни военных лет.
Звучат отрывки из песен, команды поют.
Конкурс 7 «Продолжи фразу»
Ведущий: - Продолжите фразу: «Я горжусь героическим прошлым России и ее славными защитниками Отечества, потому что…».
Заключение
Ведущий произносит слова благодарности всем защитникам нашей Родины, всем ветеранам Великой Отечественной войны за мирное небо над головой.
- Солнце Родины любимой
Озаряет все вокруг,
И взлетает белокрылый
Голубь мира с наших рук.
Ты лети, лети по свету,
Голубь наш, из края в край,
Слово мира и привета
Всем народам передай!
Чтобы взрывы не закрыли
Небо черной пеленой,
Голубок наш белокрылый,
Облети весь шар земной.
Т. Коломиец
5. Подведение итогов
Жюри по окончании игры подводит итог.
6. Итоги Совета педагогов.
Обсуждение проекта решений Совета педагогов.
1. Одобрить опыт работы по патриотическому воспитанию педаго-гов… Обобщить и представить опыт работы по патриотическому воспитанию детей воспитателя …. на муниципальном уровне.
2. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по
данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания.
Воспитатели постоянно
3. При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:
- продолжить проводить мероприятия по патриотическому воспитанию;
- использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, а также документальные, художественно-исторические фильмы
Воспитатели постоянно
4. Повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края.
Воспитатели постоянно
5. Приобщать родителей к вопросам воспитания патриотизма, гражданственности.
Воспитатели постоянно