Елизавета Соколова
Консультация для педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию «Воспитываем патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему : «Воспитываем патриотов»
На определенном этапе развития нашего общества образовалась проблема в отсутствии системы в сфере нравственно-патриотического воспитания, который обернулся большими проблемами для государства в целом и для каждого из нас в отдельности. Мы, педагоги ДОУ, также считаем, что эта проблема в наше время очень актуальна. Патриотами не рождаются, патриотами становятся.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию „Воспитываем патриотов“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок! И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент общего развития ребенка, начинается процесс становления его личности, закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.
Очень важными для воспитания патриотических чувств являются и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
В ФГОС дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Патриотическое воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности. В Концепции патриотического воспитания граждан Самарской области дается следующее определение патриотического воспитания – это «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие».
Для приобщения детей к истокам народной культуры, заложить основы гражданской позиции и моральных норм, разработан и реализован проект, направленный на реализацию данных задач.
Основная общеобразовательная программа МБУ детского сада №200 была разработана на основе примерной ООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В МБУ детский сад №200 «Волшебный башмачок» образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направление «Патриотическое воспитание» осуществляется через реализацию регионального компонента по программе - Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О. В. Дыбиной. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014г. - 210с., обл.
Региональный компонент в Самарской области определен следующими документами:
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ:
– Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
– Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009, которая определяет:
• характер современного национального воспитательного идеала;
• цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно – нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
• основные социально – педагогические условия и принципы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Региональный компонент в Самарской области определен Концепцией патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007).
Таким образом, содержанием регионального компонента в Самарской области в сфере образования является патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности. Формирование человека с определенными духовно-нравственными ориентирами – вот что заложено в понятие «патриотическое воспитание». Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы ее реализации.
В Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) четко выделены четыре направления патриотического воспитания :
• военно-патриотическое воспитание,
• гражданское воспитание,
• духовно-нравственное воспитание,
• историко-краеведческое воспитание.
Рассмотрим каждое направление.
Военно-патриотическое воспитание – утверждение в сознании гражданина значимости выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, воспитание уважения к боевому прошлому России.
Гражданское воспитание – воспитание политической и правовой культуры, формирование четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями.
Духовно-нравственное воспитание – усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.
Историко-краеведческое воспитание – формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края.
Принципами патриотического воспитания подрастающего поколения являются: принцип системности, принцип адресности и принцип активности и наступательности.
Принцип системности подразумевает организацию межведомственного взаимодействия различных структур Самарской области и объединение мер по обеспечению: научно-теоретического, нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения; методико-педагогического, материально-технического и информационного обеспечения реализации регионального компонента.
Принцип адресности предполагает использование особых форм и методов патриотического воспитания в рамках регионального компонента с учетом каждой возрастной группы.
Принцип активности и наступательности предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения и ценностных установок детей и родителей, их ориентирования на национальные интересы.
Цель программы: формирование у дошкольников основ патриотизма в процессе военно-патриотического воспитания, гражданского воспитания, историко-краеведческого воспитания, духовно-нравственного воспитания.
Задачи программы:
1. Формирование у дошкольников начальных представлений о родном крае, его особенностях, истории и культуре, знаменитых людях Самарской области.
2. Развитие у дошкольников положительных чувств к родному краю, гордости за достижения родного края, способствующих возникновению чувств любви к Родине.
3. Ознакомление дошкольников с системой общечеловеческих норм, правил и требований к поведению личности в современном мире.
Программа охватывает две возрастные группы: старшую группу (5–6 лет) и подготовительную к школе группу (6–7 лет).
Программа состоит из 4 разделов.
Раздел I. «Юный защитник Отечества» (военно-патриотическое воспитание) (таблица 1).
Содержание раздела «Юный защитник Отечества»
(военно-патриотическое воспитание)
Таблица 1
МАКРОЕДИНИЦЫ МИКРОЕДИНИЦЫ
1. «Армия России» Тема 1. «Нашей Родины войска»
Тема 2. «Виды техники в Российской армии»
Тема 3. «Виды войск в Самарской области»
2. «История военного Ставрополя» Тема 1. «Когда Ставрополя еще не было. Казаки – защитники Родины»
Тема 2. «Город-крепость Ставрополь»
Тема 3. «Ставрополь в годы войны»
3. «Город помнит своих героев» Тема 1.«Герои ВОВ – солдаты и матросы Самарской области»
Тема 2.«Герои ВОВ – маршалы и генералы Самарской области»
Тема 3.«Женщины – герои ВОВ Самарской области»
Тема 4.«Праздник 9 мая в моем городе»
4. «Символы Российской армии» Тема 1. «О чем говорят боевые знамена»
Тема 2. «Воинская геральдика»
Тема 3. «Военные ритуалы»
Раздел II. «Юный гражданин» (гражданское воспитание) (таблица 2).
Содержание раздела «Юный гражданин»
(гражданское воспитание)
Таблица 2
МАКРОЕДИНИЦЫ МИКРОЕДИНИЦЫ
1. «Правовая культура»
(«Я имею права и обязанности») Тема 1. «Мои права и обязанности в семье»
Тема 2. «Мои права и обязанности в детском саду»
Тема 3. «Я придерживаюсь правил»
2.«Социально-значимая целеустремленность»
(«Я и другие люди») Тема 1.«Я подарю радость людям»
Тема 2.«Я живу рядом с другими людьми»
3. «Гражданская позиция»
(«Я – часть государства») Тема 1. «Основы государственного устройства»
Тема 2. «Символы государства»
Тема 3. «Я – гражданин нашего государства»
Тема 4. «Я горжусь своей страной»
4. «Наличие чувства долга, ответственности»
(«Я отвечаю за свои поступки») Тема 1. «Я – часть общего дела»
Тема 2. «Один за всех и все за одного»
Тема 3.«Я и мои друзья»
Тема 4. «Мой город»
Раздел III. «Юный краевед» (историко-краеведческое воспитание)
(таблица 3).
Содержание раздела «Юный краевед»
(историко-краеведческое воспитание)
Таблица 3
МАКРОЕДИНИЦЫ МИКРОЕДИНИЦЫ
1.«История родного города» 1. «Город для крещеных калмыков (Ставрополь на Волге – город крепость)»
2. «Второе рождение – строительство Волжской гидроэлектростанции»
3. «Третье рождение города – строительство автогиганта»
4. «Тольятти – город заводов»
5. «Три района моего города»
6. «Символика родного города»
2.«Достопримечательности родного города» 1. «Памятные улицы города»
2. «Парки»
3. «Площади»
4. «Памятники»
5. «Музеи»
6. «Культурно-досуговые центры»
7. «Спортивные комплексы»
3. «Природа родного края» 1. «Животный мир родного края»
2. «Растительный мир родного края»
3. «Жигулевские горы»
4. «Из далека долга течет река Волга»
5. «Заповедники»
Раздел IV. «Юный этнограф» (духовно-нравственное воспитание)
(таблица 4).
Содержание «Юный этнограф»
(духовно-нравственное воспитание)
Таблица 4
МАКРОЕДИНИЦЫ МИКРОЕДИНИЦЫ
1. «Моя семья» Тема 1. «Как хорошо иметь семью!»
Тема 2. «Я – Член Семьи!»
Тема 3. «Что в имени моем»
Тема 4. «Кто есть кто?»
Тема 5. «Родословная семьи»
Тема 6. «Достижения моей семьи»
Тема 7. «Традиции и обычаи моей семьи»
Тема 8. «Семейные реликвии»
Тема 9. «Прошлое моей семьи»
2. «Культура народов Среднего Поволжья:
русская,
татарская,
чувашская,
мордовская
народная культура» Тема 1. «Материальная культура народов Среднего Поволжья»
Тема 2. «Духовная культура народов Среднего Поволжья»
Каждый раздел имеет свою теоретико-методологическую и психолого-педагогическую основы. В программе представлено содержание каждого раздела, пути реализации программного содержания, содержание развивающей предметно-пространственной среды для реализации программы, рекомендованное методическое обеспечение.