Елена Рева
Совершенствование системы повышения квалификации педагогов
▼ Скачать
ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
"Современные педагогические практики как фактор повышения качества образовательных результатов"
Конференция от 15.02.2018
https://umckonf.chel-edu.ru/
Рева Е. Г.
г. Челябинск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Учиться не на всю жизнь, а учиться в течение всей жизни.
Публикация «Совершенствование системы повышения квалификации педагогов» размещена в разделах
Знание все больше становится фактором развития. Наиболее актуальной проблемой современного социально-экономического развития России является модернизация образования и главным признается управление качеством образования. Не случайно сейчас так много говорят о необходимости использования в образовательном процессе инноваций, о подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров.
От профессиональной подготовки педагога, его общей культуры во многом зависят результаты воспитательной и образовательной деятельности, ориентационная направленность личности и в целом – качество образования.
Профессия работников образования такова, что необходимо всегда быть в курсе всех наиболее значимых социокультурных достижений, в том числе и нарождающихся. Поэтому работникам образования целесообразно вменять в обязанность непрерывное профессионально - педагогическое совершенствование.
Это обусловлено возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога и его ролью в воспитательно-образовательном процессе подрастающего поколения, т. к. профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Учение и самообразование следует признать неотъемлемыми функциями работников образования. В процессе их осуществления работники образования занимаются учением и самообразованием, но уже как специфическими аспектами профессионально-педагогической деятельности.
Не вызывает сомнения тезис о том, что только профессионально образованные педагогические работники, обладающие достаточно высоким уровнем профессиональной квалификации способны позитивно влиять на развитие образованности и воспитанности подрастающего поколения.
Представляя квалификацию педагога как общность, выражающуюся в его интегративной способности осуществлять профессиональную деятельность, необходимо иметь ввиду основные характеристики ее состава:
-компетентность
-нравственность
-инициативность
-мастерство
Осуществление профессионально-педагогической деятельности предполагает наличие у специалистов определенных педагогических владений (не только приобретенных в процессе педагогической практики). Компетентность педагогов связана с многосторонностью их знания общего образования. Опираясь на предмет профессиональной деятельности работников образования, возможно прийти к заключению, что их компетентность характеризуется научными познаниями в областях психологии, педагогики, антропологии, и т. д. ,а также цикла гуманистических дисциплин (философия, история развития науки и т. д.). Как специалисты, заботящиеся о росте своей квалификации, педагоги должны знать основы самообразования. Однако, профессиональная компетентность немыслима без корреляции приобретенных знаний с практикой профессиональной деятельности. В процессе такого соотнесения осуществляется синтез усвоенных знаний с конкретикой их применения.
Педагогическая профессия в силу ее социальной функции такова, что нравственность работников образования занимает особое место в их квалификации. Действительно, работники образования призваны вести за собой воспитанников, учащихся не только в мир знаний, но и к сотрудничеству, к цивилизованным взаимоотношениям, к разумным отношениям с природой, с достижениями человеческого гения. Личностная нравственность работников образования является необходимым условием успехов в этом. Представляется, что педагогическая нравственность должна базироваться на идеях гуманизма. Имеется в виду уважительное отношение к людям, сочувствие, сопереживание, целеустремленное сотрудничество, а также бережное отношение к окружающей человека среде. Нравственностью и компетентностью работников образования обуславливается педагогическая культура, проявляемая как в их личном поведении, так и в профессиональной деятельности, а также в ее результатах. Педагогическая культура может рассматриваться как важный критерий нравственности педагога.
Склонность человека к самостоятельным целенаправленным действиям, к проявлению фантазии, творчества, находчивости, практичности, к оказанию адресного воздействия на окружающих принято считать инициативностью. Это свойство, среди прочих, предопределяет степень квалификации специалиста. Под инициативностью специалиста следует понимать такую характеристику его квалификации, при которой предполагается их обязательность, стремление доводить начатое до его логического завершения, как в процессах профессиональной деятельности, так и при профессиональном самообразовании. Главными и наиболее показательными проявлениями инициативности в работе педагога являются проявления креативности и новаторства. Инициативность работников образования проявляется не только в актах самоуправления, но и в способностях к активизации интеллектуальных, духовных, душевных и физических качеств других участников образования. С одной стороны, она способствует профессиональному росту, профессионально-педагогической квалификации самого работника образования. С другой же, инициативность позволяет через применение в педагогических процессах новаций, через проявление собственного творчества, через стимулирование учебно-самообразовательной деятельности и др. содействовать другим участникам образования в развитии их личностных потенциалов. Обязательность как признак инициативности педагога является непременных условием общего успеха всех участников образования.
Профессиональное мастерство работников образования как характеристика их квалификации проявляется в практике их профессиональной деятельности. Выполняя свои профессиональные обязанности, педагоги «производят» определенные результаты. Другими словами, их деятельность что-то порождает. Имея критерии оценивания такой деятельности, можно различать ее по качеству, которая и обозначает педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство оценивается, как правило, через отношения, например, других участников образования, а также через результаты влияний выполненной специалистами работы на качество деятельности других, например, обучающихся (уровень усвоения знаний, учебно-образовательная активность и т. д.). Через мастерство работников образования отражаются практические проявления их квалификации.
Квалификация работников образования, проявляясь в их компетентности, нравственности, инициативности и в педагогическом мастерстве, является, однако, специфическим внутренним интегративным качеством, в котором воедино сливаются духовные, интеллектуальные, душевные и физические потенциалы человека, обусловливающие его готовность к педагогической деятельности и предопределяющим его результативность. Другими словами, педагогическую квалификацию невозможно свести к набору квалифицированных характеристик личности педагога. С помощью каждой такой характеристики отображаются отдельные аспекты квалификации педагогических работников. Только в системном представлении квалификационные характеристики могут оказаться полезными при отражении квалификации работников образования.
Одно из основных функциональных назначений квалификационных характеристик состоит в том, чтобы с их помощью можно было бы как можно точнее представлять квалификацию специалистов. Образовываться система квалификационных характеристик может лишь в результате целенаправленно осуществляемого процесса снятия сведений с диагностирования знаний. Однако, независимо от способа возникновения такого рода характеристик квалификации специалистов, можно лишь в общих чертах «описывать» их признаки, так сказать, безотносительно к личности человека. Поэтому их целесообразно называть обобщенными квалификационными характеристиками специалистов.
Обобщенные квалификационные характеристики специалистов имеет смысл систематизировать и, в качестве основания систематизации следует брать те цели, в соответствии с которыми осуществляется подобная систематизация. Например, если обобщенные квалификационные характеристики составлены с целью обеспечения определенного уровня качества при подготовке специалистов, то их систематизация может быть осуществлена в соответствии с неким проектом поэтапного продвижения роста квалификации до означенного уровня.
Информация, получаемая при диагностировании квалификации работников образования, оказывается весьма полезной при принятии управленческих решений, относящихся как к области рационального использования педагогических кадров, так и перспектив развития образования.
В связи с модернизацией образования в России педагогические работники ОУ нуждаются в повышение квалификации или профессиональной переподготовке. Механизмы, действующие сегодня, не решают этой проблемы в полном объёме. Единственной системой, способной подготовить педагогов к реализации ФГОС дошкольного образования, является система повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки в силу присущих ей качеств: гибкость к изменениям, ориентации на существующий спрос и индивидуализацию обучения, ориентацию на последние достижения в науке и технике; использование эффективных методов, технологий и средств воспитания и обучения. Вместе с тем следует отметить, что работа в образовательном учреждении по повышению квалификации педагогов носит в большей степени педагогический, методический характер.
Итак, модернизация российского образования требует повышения квалификации и профессиональной переподготовки на современном уровне специалистов и руководителей для подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями.
Список литературы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2018 года). Режим доступа:
https://zakon-ob-obrazovanii.ru/
2. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Режим доступа:
https://iroipk.ykt.ru/fgosdo/fgos_do.pdf
3. Сериков Г. Н. Основания нормирования деятельности участников образования – Челябинск: ЧИППКРО. – 2014. – С. 142-147.
4. Кеспиков В. Н. Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. – Челябинск: изд-во «Образование». 2007. – С. 89-94.
5. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – С. 141
6. Скоролупова О. А. Планирование как один из этапов методической работы в ДОУ. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – С. 57