Субхангулова Оксана Игоревна
Совершенствование проектной компетентности педагогов, как инструмента достижения нового качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа №24
с углубленным изучением иностранного языка»
городского округа г. Салават
Республика Башкортостан
Статья- исследование на тему:
Совершенствование проектной компетентности педагогов в условиях модернизации образования как инструмента достижения нового качества образования.
Подготовила учитель музыки:
Субхангулова Оксана Игоревна
г. Салават 2017 г
Публикация «Совершенствование проектной компетентности педагогов, как инструмента достижения нового качества образования» размещена в разделах
Личностью человек становится только тогда,
когда начинает самостоятельно
выполнять творческую деятельность.
Постулат философии
Не отставать от эпохи - это очень важно, особенно в образовании, которое всегда живет во временном парадоксе: ты учишь детей науке, знания которой однозначно устареют к моменту выпуска из школы; ты развиваешь способности, которые могут не потребоваться в том новом мире, который встретит бывшего ребенка и новоиспеченного взрослого за порогом школы.
Но именно поэтому образование, ориентированное на будущее, должно решать одновременно несколько противоположных задач.
Одна из них - не отставать от времени; погружать ребенка в жизнь уже здесь и сейчас, а не ожидать того времени, когда он дорастет до настоящей жизни. Другая- искать и находить то, что действительно является вечным и не зависит от бушующей стихии постоянно обновляющегося мира.
Но главной задачей современной школы остается раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Актуальность выбранной темы.
В ходе образовательного процесса современный обучающийся должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, то есть становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным.
Стать таким современному школьнику может помочь педагог, который является ключевой фигурой в образовании. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К. Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире, главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам - это умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений- все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. Опираясь на эти мысли, в Федеральном законе «Об образовании», вводится понятие- профессиональный стандарт педагога, который призван, прежде всего, раскрепостить педагога, избавить от мелочной регламентации труда, дать новый импульс к развитию.
Меняется мир, изменяются дети, что в свою очередь, выдвигает новые требования и к квалификации учителя. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки в высшей школе и переподготовки в центрах повышения квалификации (что сейчас активно и происходит).
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
• Стандарт-инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире;
• Стандарт-инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень;
• Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
В современной школе возникает необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями :
-работа с одаренными обучающимися
- работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональной компетенции, таких как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Создает возможность для творческой, проектной деятельности педагога.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, признанные:
- обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;
- мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Система непрерывного самообразования педагогов способствует тому, что:
• создается особый настрой всех членов педагогического коллектива на инновационную деятельность;
• принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития ОУ, становятся коллективными;
• проектная деятельность становится основным инструментом педагога.
Исследования, проведенные в коллективе МБОУ «СОШ №24», показали, что весь педагогический коллектив вовлечен в инновационный процесс. Вместе с тем, педагоги испытывают определенные трудности в разработке, описании и внедрении инновационных проектов.
Это позволило мне определить проблему: традиционные методы обучения не соответствуют требованиям нового качества образования.
Объект исследования: творческий подход в совместной проектной деятельности учитель - обучающийся.
Предмет исследования: проектная деятельность педагога.
Цель данной работы состоит в изучении влияния вовлеченности учителя в творческие проекты на повышение компетентности обучающихся.
Задачи исследования
1. Создать систему контрольно-диагностических мероприятий по определению результативности проектной деятельности педагогов, способствующей достижению нового качества образования.
2. Разработать инновационные проекты в виде совместной деятельности учителей с обучающимися.
3. Совершенствовать методы проектной деятельности для раскрытия творческого потенциала педагогов ОУ и обучающихся.
Гипотеза исследования:
Можно ли через повышение творческой компетентности педагогов в условиях модернизации образования достичь нового качества образования. И будет ли результативно активное, коллективное участие педагогов ОУ в мероприятиях школьного или городского уровня в преодолении внутренних препятствий в восприимчивости педагогических инноваций и трудности в разработке, описании и внедрении творческих инновационных проектов на своем предмете.
1. Исследовательский этап.
Проектирование образовательных инноваций не является всего лишь следованием моде или духу времени. Проектирование - это всегда поиск ответа на важнейший вопрос, на который нет ответа и нет уверенности, что ответ этот будет найден. Проектирование - это изменение условий сейчас, чтобы что-то произошло потом. Проектирование - это мысль о детях, которая никогда не будет продуктивной без параллельно разворачивающейся детской мысли.
Если подумать, нельзя научить проектированию, не умея проектировать самому. А это в свою очередь означает, что помимо освоения найденных для определенного класса задач, решений, необходимо, создавать новые способы деятельности, то есть способность к проектированию. Педагог должен постоянно совершенствоваться и быть активным участником в различных совместных работах (проектах) как со своими коллегами, так и с обучающимися.
Изучение Федеральных законов и норм, предъявляемых как к новой школе. Так и к новому педагогу, привело к мысли, что процесс образования может изменяться только после осознания всем коллективом ОУ необходимости реформ, как в процессе преподавания предмета, так и в процессе оценивания знаний и умений обучающихся.
Целью этого этапа я поставила изучение готовности педагогов к творческо-инновационной деятельности. Была отобрана группа учителей, в которой проводились следующие мероприятия:
1. оценивание деятельности педагогов с помощью опросника С. Ю. Степанова (Приложение 1);
2. проведение диагностики реализации потребностей в саморазвитии (автор Н. П. Фетискин) (приложение 2);
Следующей методикой была проведена диагностика продуктивной инновационной деятельности педагогов.
После проведения данных мероприятий были выявлены следующие результаты. Педагоги нашей школы показали средний уровень готовности к творческо-инновационной деятельности. Возможно, это связано с тем, что они испытывают легкую тревогу к изменениям в образовательном учреждении и изменению в собственной деятельности. Зато результаты второй методики показали высокий уровень сформированности мотивационной когнитивной готовности к педагогическому саморазвитию.
Проведенный анализ продуктивности деятельности педагогического коллектива (Приложение 3) показал, что по многочисленным параметрам, таким как участие в профессиональных конкурсах, публикации, участие в семинарах, применение современных педагогических технологий, цифровых образовательных ресурсов достигнут высокий уровень. Педагоги активно самосовершенствуются, повышая свою квалификацию. И как хороший показатель передачи своих знаний и умений, повышается количество и качество участия в олимпиадах и в конкурсах исследовательских работ.
Получается, что педагоги, имея богатый внутренний потенциал, могут раскрыться только в рамках своего предмета. Таким образом, необходимо выявлять и раскрывать творческие способности учителей через совместные проекты (это и есть идея проекта).
2 этап практической реализации проекта.
Одним из очень активных и творческих проектов можно назвать создание в нашей школе вокального коллектива педагогов под названием «Белые росы». В состав хора вошли учителя, преподающие башкирский, английский языки, физику, учителя начальных классов, психолог, социальный педагог, библиотекарь.
Кстати говоря, эти же педагоги были участниками группы, в которой проходила диагностика. И именно у этих педагогов были выявлены невысокие внутренние препятствия в восприимчивости педагогических инноваций.
При работе с коллективом были трудности: неуверенность некоторых педагогов в своих способностях, отказ от усложнения постановки номера и многое другое. Но учителя имели общую цель: показать хороший результат на конкурсе, организованном Отделом образования нашего города. Во время совместных репетиций, учителя постепенно раскрепощались и объединялись. Наша совместная работа привела к отличному, по моему мнению, результату: 2 место в конкурсе «Битва хоров». Но большего результата, как мне кажется, мы добились на уровне нашей школы. Теперь коллектив «Белые росы» стал незаменимым участником всех школьных мероприятий. Другие педагоги школы с выражением восхищения и интересом к дальнейшим планам предлагали нам свою помощь и свое участие. Теперь у меня как у руководителя возникает мысль о расширении состава хора.
Но самой интересной была реакция обучающихся. Они с особым интересом и совершенно новым взглядом смотрели на своих педагогов. Для них было необычно видеть учителей (особенно учителей точных наук) на сцене в новом для них амплуа. Педагоги отмечали, что после приобретения известности в городе, наблюдается положительная тенденция интереса к предмету у некоторых учеников, было много вопросов о волнении на сцене. Вообще, дети заинтересовались педагогом как личностью. Личностью, которая творит.
Творят учителя не только в вокальном контексте, но еще и в танце хороши. Для школьных поздравлений на день 8 марта и 23 февраля были подготовлены танцы, в которых учителя показали себя как люди очень пластичные и эмоциональные.
Все эти мероприятия очень способствуют сплочению педагогического коллектива. Музыкальные хоровые номера и движения под музыку помогают выплеску негативных эмоций, сбросу усталости. Стоит отметить возрастание уверенности в себе, а у кого-то, возможно, сбываются давние детские мечты о выступлении на сцене. Педагоги стали активнее в предложениях своих новых творческих проектов, у них появилось много идей использования творчества в рамках своего предмета. Все это приводит к возрастанию творческого потенциала коллектива.
Следующая стадия второго этапа - совместные проекты с детьми. В таких инновациях возникает сильная эмоциональная связь между педагогом и обучающимся, что приводит к увеличению интереса к предмету, преподаваемому учителем. Ребенок понимает свою меру ответственности, старается улучшить свое качество знаний, стремясь показать лучший результат исполнения, чтобы быть на уровне с открывшимся по- новому для него преподавателем. Такими совместными проектами в нашей школе являются концертные номера учителей с обучающимися на школьных мероприятиях. Например: вальс, который танцевали обучающиеся бальной студии «Радуга» (в нашей школе) и учителей начальных классов. Следующий творческий мини-проект : вокально – хореографическое выступление средней группы бальной студии и Субхангуловой О. И. (то есть меня) в образе школьников советских времен, театральные постановки сказок на английском языке с учителями. Я думаю, такая объединенная деятельность станет традиционной для нашей школы. Дети, участвовавшие в таких проектах, очень гордятся собой, своим умением и таким тесным сотрудничеством с педагогом.
3 инновационный этап.
Если касаться личной творческой работы, то до недавнего времени я считала, что надо подготовить ученика к выступлению и гордится им из зрительного зала. Но если историю или литературу можно изучать, не будучи политическим деятелем или писателем, математику - не делая никаких открытий в области знаний, то проектировать в музыке можно только вместе. Только так развивается эта способность. И теперь в школе «живут» несколько проектов. Один из них- вокальный ансамбль «Бусинки», совместно с которым мы участвуем в каждом школьном мероприятии. До возникновения этого тандема я на сцене школы сама не пела. Был какой-то внутренний диссонанс: вдруг не получится, вдруг на меня будут смотреть как на непрофессионала. В какой-то момент начали подходить дети и рассказывать о понравившемся им вокальном номере и возникла мысль: а почему бы и нет? И сейчас с уверенностью могу сказать, что этот проект - удался. Удался во всех смыслах: дети, которые во время учебы были нерешительны, благодаря сцене стали более раскрепощенные в общении как со мной, так и со сверстниками. Во время уроков эти дети более чувствительны к эмоциональному образу музыкальных произведений. Но самое заметное то, что увеличился интерес к предмету: дети рассказывают мне о музыкальных новостях, о которых узнали сами, приносят творческие поделки. Классы, в которых есть «бусинки», более активны при разучивании песен на уроке.
Позже возникла идея о создании других проектов : я-солист и танцевальный коллектив – подтанцовка. Получилось тоже очень интересно. Подтанцовка- обучающиеся 5-х классов, они активно создают мини- проекты, в которых предлагают участвовать педагогу вместе с ними. В среднем звене заметно увеличилось количество детей, желающих заниматься дополнительно.
Музыкальная деятельность на уроках – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Сама я очень люблю проектную деятельность на уроке музыки: это различные поделки, выполняемые после обсуждения определенной темы или на уроках-обобщении; создание движений-танца на определенную музыку вместе с детьми, да и само исполнение песен всем классом является почти каждоурочным проектом, который обсуждается как мной, так и детьми. Так вырабатываются определенные цели на исполнение следующего номера.
Что же касается модернизации образования, то мне бы хотелось, чтобы увеличились часы на внеурочную деятельность, ведь каждый ребенок рождается талантливым, с уже заложенными способностями, которые очень трудно выявить сразу. Если дети будут заниматься в различных кружках, то они станут не только самодостаточными, но и смогут определиться в своих интересах, понять что получается, что пригодится в дальнейшей жизни.
Еще одним проектом, который хочется создать в нашей школе – это конкурс «Мы талантливы» как среди педагогов, так и среди обучающихся.
Конечно, любые изменения упираются в материально-техническую базу, без улучшения которой невозможно говорить о модернизации всего общеобразовательного процесса.
Если сравнивать вовлеченность педагогов и обучающихся (количественно) в творческие процессы за несколько лет, то перед нами открывается такая картина:
На данный момент получается, что одним из основных ключей повышения творческой компетентности педагога в условиях модернизации образования является творческий подход как учителя, так и детей, который помогает достичь нового качества образования.
Делая вывод из вышесказанного, можно говорить о том, что моя гипотеза подтвердилась.
Материал составлен на основе собственных мыслей. Дополнительной литературой не пользовалась.