Приложение МААМ

Совершенствование навыков чтения в начальной школе

Елена Борисовна Мищенко
Совершенствование навыков чтения в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Совершенствование навыков чтения в начальной школе.

Задачи: улучшить технику чтения и плюс понимание прочитанного (имеется в виду понимание значения не только отдельных слов, но и предложений, связных текстов) и уменьшить количество ошибок на письме.

По теме «Совершенствование навыков чтения в начальной школе» работаю с 1993 года и создала не только копилку материалов по совершенствованию навыков чтения, но могу и сказать, что это действительно действует.

Темочки:

Учащиеся, приходя этап с 1 по 4 класс и используя ежедневно этот материал (не только на уроках чтения, но и обязательно на уроках русского языка, достигают уровня чтения 120 - 150 слов в минуту (и при этом пересказывая текст)-это тот диапазон разговорной речи, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат и это оптимальный диапазон для осмысления материала.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Постоянная работа по развитию речи обязательно даст плоды.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Многолетний опыт позволяет сделать вывод, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если начальную школу они закончили, имея навык чтения 120–150 слов. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

Одним из приемов стимулирования учащихся является самозамер техники чтения. Он проводится в конце каждого урока чтения. В течение одной минуты дети читают текст и записывают результат. В конце недели результаты оцениваются самим учеником. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке и повышает интерес к чтению. Такая работа развивает не только речь учащихся, но и мышление.

Так же предлагаю на уроках и во внеурочное время использовать специальные упражнения для развития техники чтения.

В процессе развития навыка чтения нужно вводить специальные тренировочные упражнения:

1. Психологические упражнения.

2. Упражнения на развитие зоркости.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Метод динамического чтения.

5. Упражнения на развитие антиципации.

6. Упражнения на развитие речи без повторов.

7. Упражнения на развитие осознанности чтения.

1. Психологические упражнения.

Начало работе с книгой кладут упражнения «Поза», «Расслабиться». Упражнением «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой и наоборот. Фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путём снятия напряжения всей мускулатуры. По команде «Расслабиться!» глаза читающих отрываются от текста и закрываются, руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус откидывается назад, голова опускается, устанавливается полная тишина, расслабление длится 20-30 сек. На протяжении фазы расслабления нужно несколько раз тихо повторить: «Вы чувствуете себя хорошо, всё тело расслабилось, вы отдыхаете». Затем фаза расслабления прерывается командой «Поза», после чего ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к чтению.

2. Упражнения на развитие зоркости.

Такие упражнения нужно проводить, начиная с букварного периода. Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова.

1. Какая буква, слог, слово лишние?

1) а, о, у, р, ы.

2) ма, ра, са, ны, ла;

3) река, речка, ручка, ручей, ручеек.

2. Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал- мял, мыл- мил.

Ток – так – тик – тук.

3. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.

А-о-у-ы-и-э, а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ, аиуоэ.

С-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбэ.

4. Работа с предложением.

После приобретения учащимися навыка быстрого «схватывания» одного – двух слов можно перейти к прочтению и более сложных слов. Подобные упражнения нужно проводить с предложениями, записывая их сначала так :

Лара

сама

мыла

раму.

Потом записывать таким образом: Лара сама мыла раму.

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции. Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2- 3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

1. Чтение чистоговорок шепотом и медленно:

Ра – ра – ра- начинается игра.

Ру- ру – ру - бью рукою по шару.

Ры- ры- ры – у нас в руках шары.

Да – да – да – из трубы бежит вода.

До – до – до – на дереве гнездо.

Ду – ду- ду – с мамой я домой иду.

Та – та – та – в нашем классе чистота.

Ту – ту – ту - наводим сами красоту.

Ты – ты – ты нами политы цветы.

Ят – ят – ят – парты ровненько стоят.

Ют – ют – ют – очень любим мы уют.

Ло – ло – ло – на улице тепло.

Лу – лу- лу – стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

Ри – ри – ри – меня в игру возьми.

Ра- ра – ра – мне нравится игра.

2. Чтение тихо и умеренно :

Арка – арца; арта – арда; арла – арба, арфа – арва.

3. Чтение громко и уверенно :

Моль- соль – толь- боль.

Почка – почва – почта.

Дверь – зверь – червь.

4. Игры на звукоподражание:

На птичьем дворе

Наша уточка с утра…. кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда …. га, га, га!

Наши курочки в окно…. Ко, ко, ко!

А как Петя – петушок

Ранним рано поутру

Нам споёт …. ку – ка – ре – ку!

5. Скороговорки на проговаривание согласных звуков.

Коси, коса, пока роса.

На реке поймали рака, из – за рака вышла драка.

Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно.

6. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.

Алёшка Ульяне сигнал подаёт, Ульяна услышит – Алёшу найдёт.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

Играл Егорка с Игорьком-

Скатился с горки кувырком.

4. Метод динамического чтения.

Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами про себя.

Упражнения для развития «поля зрения» по таблицам.

А У К С О Т Д Е И С

Т М Ф Я Э Ю Н И Г Ш

Б В Л Ш Ж Х Щ Й Р Б

Ц Е Ы Ю З К М Н П Ь

ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ПРО СЕБЯ, УКАЗЫВАЯ БУКВЫ КАРАНДАШОМ.

Памятка

1. Как можно быстрее назови все буквы (слоги) по порядку, указывая карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух – трёх следующих друг за другом букв (слогов).

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят её всю целиком.

КУ МАН ТУЗ КАС

ША ТА ТИН БОЛ

ТО КАР ТОН НА

ФЕЛЬ ЛИК КА НИЗ

КУ МАН ВИК КАС

ША ТА ТИН ПОЛЬ

ТО КАР ТОН БОЛ

ФЕЛЬ ЛИК ВЕС НИЗ

КА НИ ПО ЛИ

СНЕ ГО ЖИ РИЯ

МОН ЛЫ ЛОК НА

Задание: прочитай слоги про себя по порядку (сверху вниз, слева направо). Постарайся запомнить слоги. Составь из данных слогов слова.

5. Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки).

1. Закончи пословицы:

На доске 2- 3 пословицы, необходимо закончить.

Дома стены ___ .

Век живи, ___ ___.

Готовь сани летом, ___ ___.

2. Восстанови слово.

МА.. НА (Машина, Марина, малина)

ТРА.. АЙ (трамвай)

КО.. СО (колесо)

К. А (коса, коза, кора, каша, кожа, Кеша)

Н. а (нора, нога, ноша)

3. Чтение предложений текста с пропущенными словами.

Собака грызёт.

Завтра у нас будет ___ .

Папа забивает.

В поле растут.

Мяукает пушистый.

6. Упражнения на развитие чтения без повторов.

1. Чтение с закладкой.

Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика.

На закладке нарисована стрелка, указывающая вправо. Закладка закрывает прочитанный слог, который также закрывается передвижением закладки левой рукой вправо.

Это исключает повторы уже прочитанного слога и ускоряет чтение.

2. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПыЛесос СнЕгиРи

МЕвеДь КАниКУЛы

ПОсуДА АВТобуС

ДЕКАбрь СНегоВИк

ВоРоБьИ ЛаСтОЧКа

3. Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

СНЕ ГО ПА ДЫ

СНЕ – ГО – ПА – ДЫ

СМО – РО – ДИ – НА

СМО РО ДИ НА

ТЕ ЛЕ ВИ ЗОР

ТЕ – ЛЕ – ВИ – ЗОР.

4. Постоянное наращивание слова:

ЛЕС ДОМ

ЛЕСОК ДОМИК

ПЕРЕЛЕСОК ДОМИШКО

КОТ РЫБА

КОТИК РЫБКА

КОТЁНОК РЫБНЫЙ

РЕКА СНЕГ

РЕЧКА СНЕЖОК

РЕЧУШКА СНЕГОВИК

5. «Карточки -горки»

Ученику предлагается последовательно читать слова, расположенные в виде горки. Чем ниже он будет спускаться, тем более труднее будет читать.

УЖ

НОС

РАМА

КОШКА

СОБАКА

РОМАШКА

КАРУСЕЛЬ

КРЫЖОВНИК

6. Работа по таблицам, включающим в себя слоги таких структур (согласный, гласный).

А О У Ы Е

Т

Н

Р

М

О У Ы Е А

ДЛ

ТР

КТ

СМ

А О У Ы Е

СКЛ

СПР

СКМ

СПЛ

В данных таблицах слоги не прописаны, ученики составляют слоги самостоятельно при чтении таблиц.

7. Упражнения на развитие осознанности чтения.

1. Назови одним словом.

Чиж, грач, синица, сова, ласточка - …

Ножницы, молоток, пила, грабли - ….

Шарф, варежки, пальто, шапка - ….

Стакан, кастрюля, тарелка, кружка - ….

Роза, фиалка, ромашка, тюльпан - …

Медведь, лиса, бобёр, лось - ….

8. Упражнения для развития темпа (скорости) чтения.

Профессор И. Г. Пальченко для развития навыков чтения предлагает такие упражнения:

1. Ежеурочные пятиминутки чтения.

У каждого ребенка своя книга и любой урок начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Затем дети закрывают книгу и продолжается урок.

2. Многократное чтение

3. Чтение в темпе скороговорки

4. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Все упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т. е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе, но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.

Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ребенок читает предложение из 8 слов и, дочитав до 4, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения и не может увязать все слова воедино. В этом случае нужна работа над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработал профессор Н. Т. Федоренко. (Приложение) Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать – это уже ничего не дает.

Зрительные диктанты

(по И. Т. Федоренко)

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из 8–9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как проводить зрительные диктанты? На доске пишут 6 предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Если кто-то из учеников не запомнил предложение, можно посмотреть у соседа. Затем пишут второе предложение, третье и так все шесть. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Если учитель видит, что дети часто заглядывают в тетрадь соседа, т. е. не успевают запомнить предложение, на следующий день работу с данным набором повторяют. И так до тех пор, пока все дети не будут писать предложения самостоятельно. Только после этого можно переходить к другому набору предложений. В среднем, на каждый набор уходит по три дня. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

№ Предложения Число букв Время экспозиции

1

2

3

4

5

6 Набор № 1

Тает снег

Идет дождь

Небо хмурое

Коля заболел

Запели птицы

Поле опустело 8

9

10

11

12

13 4

4

5

5

5

6

1

2

3

4

5

6 Набор № 2

Трещат морозы

Я ищу землянику

В лесу росла ель

Наступила осень

Дни стали короче

В лесу много берез 12

13

13

14

14

15 6

6

6

7

7

8

1

2

3

4

5

6 Набор № 3

Прилетели птички

Ярко светит солнце

Лида вытерла доску

Весело бегут ручьи

Подул резкий ветер

Зоя прилежно учится 15

16

16

16

16

17 8

8

8

8

8

8

1

2

3

4

5

6 Набор № 4

Дятел долбил дерево

Я хочу посадить цветы

Иней украсил деревья

Без воды цветы завянут

Пролетело жаркое лето

Возле дома посадили ель 17

18

18

19

19

20 8

7

7

7

7

7

1

2

3

4

5

6 Набор № 5

Солнышко светит и греет

Федя решал задачу у доски

Загорелась в небе зорька

На деревьях сверкал иней

Город Киев стоит на Днепре

В лесу собирают землянику 20

21

21

21

22

22 6

6

6

6

6

6

1

2

3

4

5

6 Набор № 6

Зимой река покрылась льдом

Мальчик подарил маме цветы

Дежурные стерли пыль с доски

Колхозники работают на лугу

На огород забрались цыплята

Мы жили возле березовой рощи 23

23

24

24

24

24 5

5

5

5

5

5

1

2

3

4

5

6 Набор № 7

Небо покрылось серыми тучами

Дети посадили во дворе акацию

Бабушка купила внуку букварь

Землю согрело теплое солнышко

Моя сестра работает на фабрике

Ласково грело весеннее солнце 25

25

25

26

26

26 4

4

4

4

4

4

1

2

3

4

5

6 Набор № 8

Идет дождик

Мы любим наш Киев

Бабушка печет пирог

У Андрея чистая тетрадь

Помогай своему товарищу

Быть здоровым очень важно 10

14

17

20

21

22 5

7

8

10

10

10

1

2

3

4

5

6 Набор № 9

Вода в море соленая на вкус

Наша страна борется за мир

Началась большая перемена

Дети ходили в лес за грибами

Руки надо мыть водой с мылом

Красивы улицы нашего города

22

22

23

23

23

24

7

7

7

7

7

7

1

2

3

4

5

6 Набор № 10

Москва – столица нашей Родины

Школьники поливают саженцы

Депутаты съехались на съезд

Надо быть честным правдивым

Звезды сияют на башнях Кремля

Летом наша семья жила на Волге

24

24

24

25

25

25

5

5

5

5

5

1

2

3

4

5

6 Набор № 11

Весело колосится густая рожь

Поля запорошило белым снегом

Мы читали интересный рассказ

Мичурин много и упорно работал

Новые дома растут очень быстро

Из машины вышел наш учитель

25

25

25

26

26

26

4

4

4

4

4

4

1

2

3

4

5

6 Набор № 12

Мальчики принесли сухих веток

В поле поспевает рожь и пшеница

На стройку привезли рамы и двери

Дети всех стран хотят жить в мире

Свежий ветерок повеял прохладой

Сверкнула молния, и загремел гром

26

26

27

27

28

28

4

4

4

4

4

4

1

2

3

4

5

6 Набор № 13

Давно скосили и убрали луга и поля

Белка взобралась на верхнюю ветку

Солнце светило ярко, и дети купались

Травы скашивают во время их цветения

Дедушка Филипп пасет коров

Люблю я в поле встречать восход солнца

28

29

30

31

32

32

4

4

4

4

4

4

1

2

3

4

5

6 Набор № 14

Поднялась за рекой большая серая туча

В далекой тайге живут охотники-эвенки

Все радовались встрече с космонавтами

Разведчики отправились в опасный путь

Дружная семья и землю превратит в золото

Обувь всегда необходимо очищать от пыли

32

33

33

33

34

34

4

4

4

4

4

4

1

2

3

4

5

6 Набор № 15

Зацветет, зазеленеет наш веселый огород

Меж редеющих верхушек показалась синева

Хороши привольные широкие степи Украины

На смелого собака лает, а у трусливого кусает

Павел и Вика любят читать волшебные сказки

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами

34

35

35

36

36

37

4

4

4

4

4

4

1

2

3

4

5

6 Набор № 16

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси

Сквозь волнистые туманы пробирается луна Школьники готовятся к новoму учебному году

Много работы в яблоневом саду ранней весной

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь

36

36

37

37

38

38

5

5

5

5

5

5

1

2

3

4

5

6 Набор № 17

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел

Пробилась из-под земли вода, и родился родничок

Мы посадили во дворе елочки, клены, липы и березы

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит

38

39

39

40

41

42

5

6

6

6

7

7

1

2

3

Набор № 18

На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры

Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье

По лесной заросшей тропе идет группа туристов

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом

42

43

44

45

46

7

7

7

8

8

Обязательно использовать в подготовке к каждому уроку книгу Валентины Васильевны Волиной: «Праздник Букваря» - это сборник весёлых сказок, стихов, пословиц, поговорок, задач и упражнений. Игровой и занимательный материал, подобранный на каждую букву алфавита, поможет сделать творческими и радостными первые уроки словесности.

Публикации по теме:

«Чтение без принуждения». Игры для закрепления первоначальных навыков чтения«Чтение без принуждения». Игры для закрепления первоначальных навыков чтения "Чтение без принуждения"ИИгры для закрепления первоначальных навыков чтения. Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Как писала в предыдущей.

Дидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 летДидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 лет Рабочие материалы пособия «Домино с буквой Ж» помогут в игровой форме отработать и закрепить навык слогового чтения двусложных слов с буквой.

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения в 1–4 классах «Детские писатели в начальной школе» с презентацией Цель: знакомство с детскими писателями и их творчеством Задачи: проявлять интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов,.

Фототчёт о работе ГПД в начальной школеФототчёт о работе ГПД в начальной школе Требования к календарно- тематическому плану работы воспитателя ГПД. •Анализ работы ГПД за прошедший год. •Краткая характеристика группы.

Игры на переменах в начальной школе Перемена ждёт - нас играть зовёт!После урока детям обязательно надо отдохнуть и подвигаться. Как интересно провести это время? Конечно,.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина .

Проектные задачи в начальной школеПроектные задачи в начальной школе Проектная задача - система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование навыков чтения в начальной школе
Опубликовано: 8 ноября 2022 в 16:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование навыков чтения в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Борисовна Мищенко (УИ 3101999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД