Татьяна Уласова
Экологическая культура — одна из сторон гармоничной личности
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая культура – одна из сторон гармоничной личности.
Автор: Уласова Татьяна Владимировна.
Должность: воспитатель.
Место работы: МБ ДОУ Истьинский детский сад «Колобок».
«Человек – царь природы» - эта позиция, занимаемая человечеством на протяжении столетий, привела к глобальным экологическим проблемам. Развитие научно-технического прогресса никогда не считалось с нуждами природы, а стремилось преодолеть естественные силы природы или поставить их себе на службу. В результате человек с одной стороны улучшил качество своей жизни в целом, но с другой – получил комплекс проблем, таких как: проблемы энергетики, здоровья и питания.
Публикация «Экологическая культура — одна из сторон гармоничной личности» размещена в разделах
Осознание, приближающееся катастрофы началось в 70-е года прошлого столетия. Впервые вопросы по поводу возникающих проблем окружающей среды, сопровождающие научно-технический прогресс, были рассмотрены на Международной конференции по окружающей среде, проходившей в 1972 году в Стокгольме. Уже через пять лет началась разработка общей концепции и методологической основы экологического образования и просвещения населения.
Дальнейшие исследования в определении причин экологической проблематики и путей предотвращения экологической катастрофы наметили основную концепцию и программу устойчивого развития цивилизации. Устойчивая концепция развития определилась как новая стратегия природопользования, новая стратегия выживания человечества во взаимодействии с природой.
В ходе разработки программы, выявлена необходимость изменения сознания человека в вопросах экологии. Человек не «царь природа», а ее полноправный член, участник, компонент. Взаимосвязь и взаимовлияние между человеком (живым существом – объектом) и природой (системой – средой) изучают многие науки, главная из которых – экология. Эта наука учит понимать и применять законы природы. Она регулирует отношения между человеческими и природными законами. Поведение, деятельность человека и его действия, экологически сообразные социоприродной среде, должны быть обоснованны с точки зрения экологии. Знание экологических законов должно быть обязательным для каждого человека и составлять основу его экологической культуры. Это знание позволяет правильно действовать в окружающей среде, предвидеть результаты воздействия на живые системы этой среды, предотвратить их деградацию.
Основу экологической культуры составляет экологическое сознание, обусловленное в свою очередь экологическим мышлением человека.
Экологическое мышление определяет действие, поведение, конкретную деятельность человека, опирающуюся на знание экологических законов, в практическом решении конкретных ситуаций во взаимодействии с окружающей средой. Знания и деятельность позволяют рассмотреть, наметить и определить совокупность собственных взглядов, концепций и социальных эмоций во взаимодействии между обществом и природной средой.
Таким образом, экологическое сознание конкретного человека дает историческую оценку достижений человечества во взаимодействии с природой, намечает план предстоящей деятельности, а самое главное, формирует умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия воздействия человека на природную среду.
Формирование экологического сознания должно начинаться в дошкольном детстве. В силу наглядно-действенного мышления, присущего детям дошкольного возраста, познание законов биоэкологи должно опираться на конкретный природный материал из непосредственной окружающей среды. Независимо от особенностей возрастного и психического развития дошкольников, наличия необходимого наглядного материала, финансовых и кадровых возможностей конкретного дошкольного образовательного учреждения, содержание экологического воспитания определяется общей концепцией экологического образования в соответствии с Государственным Федеральным Образовательным Стандартом и его принципами. Основополагающим элементом формирования экологического сознания становиться понятие «единство организма и среды», т. е. понимание законов взаимосвязи организма со средой обитания. Это понятие универсально по своей сущности. С точки зрения:
- экологии – распространяется на растения, животных, человека;
- педагогики – приемлемо для любого компонента знаний о природе и человеке, которые могут быть представлены детям (сведения о живых организмах, входящих в пространство жизнедеятельности дошкольников, о человеческой деятельности в природе);
- практики – деятельность, направленную на определение живых объектов природы, с целью создания и поддержания определенных условий для них;
- психологии – познание морфофункциональных способов адаптации живых существ к среде обитания, через наблюдения, обсуждения, моделирования.
Сформированность у детей «экологически правильного» отношения к объектам природы становиться одним из критериев формирования основ экологической культуры.
Понятие «гармоничная личность» имеет одно значение, но различается с точка зрения разных наук. В психологии это: - особый тип личности, характеризующийся сбалансированным внутренним состоянием и возможностью выстраивать оптимальные взаимоотношения с окружающим миром. В педагогике «гармонично развитая личность» является целью процесса деятельности и объединяет: умственное и физическое воспитание, техническое (политехническое) обучение, нравственное и эстетическое воспитание, развитие творческих задатков, склонностей, способностей и применение их в производственном труде. Все это невозможно без присвоения общественно-исторического опыта и мировой культуры человечества. Личность не может состояться без социума. Социум в свою очередь развивается во взаимодействии с природой. Таким образом, гармоничная личность умеет жить в мире не только с самим собой, но и с природой. В своей ежедневной деятельности она (личность) не наносит вреда окружающему миру, а выступает его созидателем. Формирование у детей экологической культуры носит многогранный характер, и включает в себя интеграцию всех образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Сегодняшние научные и общественные возможности, осознание проблем экологии, социальные потребности общества позволяют в полной мере наладить процесс формирования у детей дошкольного возраста элементарных основ экологической культуры.
Использованные литературные источники:
1. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
2. Харламов И. Ф. Педагогика. – М. : Гардарики, 1999. – 520 с.