Лучший педагог года

Экологическая культура — одна из сторон гармоничной личности

Татьяна Уласова
Экологическая культура — одна из сторон гармоничной личности
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическая культура – одна из сторон гармоничной личности.

Автор: Уласова Татьяна Владимировна.

Должность: воспитатель.

Место работы: МБ ДОУ Истьинский детский сад «Колобок».

«Человек – царь природы» - эта позиция, занимаемая человечеством на протяжении столетий, привела к глобальным экологическим проблемам. Развитие научно-технического прогресса никогда не считалось с нуждами природы, а стремилось преодолеть естественные силы природы или поставить их себе на службу. В результате человек с одной стороны улучшил качество своей жизни в целом, но с другой – получил комплекс проблем, таких как: проблемы энергетики, здоровья и питания.

Публикация «Экологическая культура — одна из сторон гармоничной личности» размещена в разделах

Осознание, приближающееся катастрофы началось в 70-е года прошлого столетия. Впервые вопросы по поводу возникающих проблем окружающей среды, сопровождающие научно-технический прогресс, были рассмотрены на Международной конференции по окружающей среде, проходившей в 1972 году в Стокгольме. Уже через пять лет началась разработка общей концепции и методологической основы экологического образования и просвещения населения.

Дальнейшие исследования в определении причин экологической проблематики и путей предотвращения экологической катастрофы наметили основную концепцию и программу устойчивого развития цивилизации. Устойчивая концепция развития определилась как новая стратегия природопользования, новая стратегия выживания человечества во взаимодействии с природой.

В ходе разработки программы, выявлена необходимость изменения сознания человека в вопросах экологии. Человек не «царь природа», а ее полноправный член, участник, компонент. Взаимосвязь и взаимовлияние между человеком (живым существом – объектом) и природой (системой – средой) изучают многие науки, главная из которых – экология. Эта наука учит понимать и применять законы природы. Она регулирует отношения между человеческими и природными законами. Поведение, деятельность человека и его действия, экологически сообразные социоприродной среде, должны быть обоснованны с точки зрения экологии. Знание экологических законов должно быть обязательным для каждого человека и составлять основу его экологической культуры. Это знание позволяет правильно действовать в окружающей среде, предвидеть результаты воздействия на живые системы этой среды, предотвратить их деградацию.

Основу экологической культуры составляет экологическое сознание, обусловленное в свою очередь экологическим мышлением человека.

Экологическое мышление определяет действие, поведение, конкретную деятельность человека, опирающуюся на знание экологических законов, в практическом решении конкретных ситуаций во взаимодействии с окружающей средой. Знания и деятельность позволяют рассмотреть, наметить и определить совокупность собственных взглядов, концепций и социальных эмоций во взаимодействии между обществом и природной средой.

Таким образом, экологическое сознание конкретного человека дает историческую оценку достижений человечества во взаимодействии с природой, намечает план предстоящей деятельности, а самое главное, формирует умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия воздействия человека на природную среду.

Формирование экологического сознания должно начинаться в дошкольном детстве. В силу наглядно-действенного мышления, присущего детям дошкольного возраста, познание законов биоэкологи должно опираться на конкретный природный материал из непосредственной окружающей среды. Независимо от особенностей возрастного и психического развития дошкольников, наличия необходимого наглядного материала, финансовых и кадровых возможностей конкретного дошкольного образовательного учреждения, содержание экологического воспитания определяется общей концепцией экологического образования в соответствии с Государственным Федеральным Образовательным Стандартом и его принципами. Основополагающим элементом формирования экологического сознания становиться понятие «единство организма и среды», т. е. понимание законов взаимосвязи организма со средой обитания. Это понятие универсально по своей сущности. С точки зрения:

- экологии – распространяется на растения, животных, человека;

- педагогики – приемлемо для любого компонента знаний о природе и человеке, которые могут быть представлены детям (сведения о живых организмах, входящих в пространство жизнедеятельности дошкольников, о человеческой деятельности в природе);

- практики – деятельность, направленную на определение живых объектов природы, с целью создания и поддержания определенных условий для них;

- психологии – познание морфофункциональных способов адаптации живых существ к среде обитания, через наблюдения, обсуждения, моделирования.

Сформированность у детей «экологически правильного» отношения к объектам природы становиться одним из критериев формирования основ экологической культуры.

Понятие «гармоничная личность» имеет одно значение, но различается с точка зрения разных наук. В психологии это: - особый тип личности, характеризующийся сбалансированным внутренним состоянием и возможностью выстраивать оптимальные взаимоотношения с окружающим миром. В педагогике «гармонично развитая личность» является целью процесса деятельности и объединяет: умственное и физическое воспитание, техническое (политехническое) обучение, нравственное и эстетическое воспитание, развитие творческих задатков, склонностей, способностей и применение их в производственном труде. Все это невозможно без присвоения общественно-исторического опыта и мировой культуры человечества. Личность не может состояться без социума. Социум в свою очередь развивается во взаимодействии с природой. Таким образом, гармоничная личность умеет жить в мире не только с самим собой, но и с природой. В своей ежедневной деятельности она (личность) не наносит вреда окружающему миру, а выступает его созидателем. Формирование у детей экологической культуры носит многогранный характер, и включает в себя интеграцию всех образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Сегодняшние научные и общественные возможности, осознание проблем экологии, социальные потребности общества позволяют в полной мере наладить процесс формирования у детей дошкольного возраста элементарных основ экологической культуры.

Использованные литературные источники:

1. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

2. Харламов И. Ф. Педагогика. – М. : Гардарики, 1999. – 520 с.

Публикации по теме:

«Духовно — нравственное воспитание дошкольников, как одна из основ формирования личности будущего гражданина» «Духовно – нравственное воспитание дошкольников, как одна из основ формирования личности будущего гражданина» (из опыта работы) «Любовь.

Фотоотчет «Есть одна планета…»Фотоотчет «Есть одна планета…» Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве.

Изобразительная деятельность — одна из основополагающих сторон творческого и коммуникативного развития дошкольников Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем.

Фотоотчет «ГТО-одна страна, одна команда!»Фотоотчет «ГТО-одна страна, одна команда!» По всей стране идет массовая сдача нормативов ГТО. Конечно каждый из нас помнит, как мы в школьные годы сдавали нормативы, и нам казалось,.

Фотоотчет о конкурсе фотографий в детском саду «ГТО — одна страна, одна команда»Фотоотчет о конкурсе фотографий в детском саду «ГТО — одна страна, одна команда» С развитием современных технологий жители городов двигаются всё меньше. В частности это касается и детей. Немногие учащиеся в наше время.

Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм»Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм» При обследовании речи детей в средней группе были выявлены недоста- точные речевые навыки, в том числе: бедный словарный запас, недоста.

Обобщение опыта работы «Роль театра в формировании гармоничной творческой личности ребенка» Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Консультация «Экологическая культура у детей дошкольного возраста»     Понятие экологической культуры детей дошкольного возраста Актуальность: Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры.

Театрализованные занятия с детьми, как средство развития всех сторон детской речиТеатрализованные занятия с детьми, как средство развития всех сторон детской речи Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательно-образовательные задачи, в том числе и речевую. В ходе освоения театрализованной.

Тысяча и одна сенсорная коробкаТысяча и одна сенсорная коробка Сегодня я хочу вас познакомить с новым моим открытием - Сенсорные коробки! Что такое сенсорная коробка? Это универсальная игрушка, вещь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая культура — одна из сторон гармоничной личности
Опубликовано: 13 января 2018 в 12:17
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическая культура — одна из сторон гармоничной личности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Уласова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД