Екатерина Буланова
Сотрудничество логопеда и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество логопеда и родите
лей[/i]
Одним из важнейших направлений в деятельности учителя-логопеда, является работа с родителями. Такая работа проводится с начала учебного года.
После обследования детей логопатов проводятся индивидуальные бесе-ды с родителями. Цель беседы — налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослыми. Во время беседы уточняются анамнестические сведения, анкетные данные, объясняется необходимость участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к занятиям с логопедом. Родители заполняют анкету № 1 (приложение 1, которая позволяет выявить позиции матери и отца по отношению к речевым дефектам их ребенка.
Публикация «Сотрудничество логопеда и родителей» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
В начале октября проводится первое родительское собрание, на котором рассказывается о речевых нарушениях у детей, уточняются цели работы логопеда, ознакомление с программой. Основная задача на начальных этапах работы с родителями — формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого объясняется необходимость логопедической работы (рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекции, обращение с просьбой о помощи, которая может способствовать значительному процессу в исправлении дефектов речи (приводятся конкретные примеры последствий отсутствия помощи родителей и тесного их сотрудничества с логопедом). Проводится обучающий семинар-практикум (показывается артикуляционная гимнастика для постановки различных групп звуков, знакомство с символикой, необходимой для подготовки к обучению грамоте и звуко- слоговому анализу и синтезу).
Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями работы логопеда является их участие в индивидуальных занятиях. С этой целью раз в неделю проводятся занятия в вечернее время, заранее приглашая на них взрослых. Индивидуальные занятия с ребенком в этот день организуются в форме консультации, показываются методы и приемы работы. Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников коррекционного процесса, что дает хорошие результа-ты: родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы большинство родителей начинают более ответственно относиться к выполнению детьми домашних заданий.
Используются и наглядные папки-передвижки. Их содержание посвящено ознакомлению родителей с задачами текущего периода обучения, с методами и приемами работы с детьми.
Между первым и вторым родительскими собраниями проводится тестирование детей по темам «Самооценка и эмоциональное отношение к себе» и «Моя семья» на основе анализа их рисунков.
Второе родительское собрание обычно проводится в январе или феврале. Вместе с родителями намечаются пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми. Родители заполняют анкету № 2, позволяющую уточнить уровень их наблюдательности (приложение 2).
Третье родительское собрание проходит в апреле. На нем рассказывается об итогах работы учителя-логопеда с детьми на логопункте за год, информируется о работе психолого-медико-педагогической комиссии и даются рекомендации по исправлению у детей неправильного стереотипа говорения (все звуки речи к концу года должны быть поставлены и автоматизированы).
Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как неотъемлемая часть коррекционной педагогики.
Приложение 1
АНКЕТА № 1
ФИО ребенка ___
Дата и год рождения ___
Домашний адрес и телефон ___
ФИО мамы ___
Место ее работы, должность ___
ФИО папы ___
Место его работы, должность ___
Замечаете ли Вы трудности в речи Вашего ребенка? Какие?___
___
Каково Ваше отношение к трудностям в речи Вашего ребенка? ___
Данные о ходе речевого развития___
Когда у Вашего ребенка появилась лепетная речь? ___
Первые слова вашего ребенка: ___
Простейшие фразы вашего ребенка: ___
Развернутая речь вашего ребенка: ___
Приложение 2
АНКЕТА № 2
Какие занятия в детском саду не нравятся Вашему ребенку? Почему? ___
___
Какие занятия любит Ваш ребенок? ___
Что Вы можете сказать о речи Вашего ребенка в начале учебного года? ___
___
Звукопроизношение ___
Словарь ___
Грамматический строй речи (умение строить фразу) ___
Какие сдвиги наблюдаются сейчас? ___
В звукопроизношении и развитии речи: ___
В подготовке к обучению грамоте: ___
Устраивает ли Вас работа логопеда и воспитателя? Если нет, то чем? ___
___
Консультационная работа с родителями :
Взаимосвязь логопеда (воспитателя) с родителями? ___
___
Ваши замечания, пожелания, предложения ___ ___