Налетова Ирина Константиновна
Рекомендации учителя-логопеда для родителей «Будущему первокласснику»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Будущему первокласснику
На что следует обратить внимание в развитии речи
будущего первоклассника
1. Состояние звукопроизношения.
Ребенок к школе должен выговаривать все звуки.
2. Состояние фонематического восприятия.
Ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, определять первый и последний звук в слове, уметь из звуков составлять слова, определять количество звуков и слогов в слове, уметь различать и повторять сочетания слогов типа: ва-фа-ва, тя-ча-ча, лы-лы-ры и др.
Публикация «Рекомендации учителя-логопеда для родителей „Будущему первокласснику“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
3. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (стул - стульчик, словоизменение (дерево - деревья, согласование (красное платье, синий шар, управление (вышел из дома, рассказал о семье).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Ребенок должен безошибочно произносить слова типа: электричество, часовщик, градусник, водопроводчик и т. п. Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
5. Состояние словарного запаса.
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов.
6. Состояние связной речи
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок. Ребенок должен уметь использовать в речи не только простые, но и сложные предложения, уметь правильно употреблять в речи предлоги ( особое внимание обратить на пространственные предлоги: в, на, из, под, над, с (со, к, от, через, у, между, по, перед, за, из-за, из-под и др.
7. Развитие мелкой моторики
Пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы.
8. Развитие процессов внимания, памяти.
Запоминание 7-8 слов, предметов.
Список рекомендованной литературы.
1. Ткаченко Т. А.
• «Логопедические упражнения» Готовимся к школе по интенсивной методике.
• «Легко и точно подбираем слова»
• «Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь
2. Колесникова Е. В.
• «От А до Я»
• «Готов ли ваш ребенок к школе?» (тесты)
• «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»
3. Учимся читать правильно за 20 минут в день, Дмитрова Е., Резниченко С.
4. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников, С. А. Васильева
Дидактические игры, которые помогут ребенку при овладении навыков чтения и письма:
Дидактическая игра «Жадина»
Цель: развивать умение правильно согласовывать имена существительные, имена прилагательные и местоимения.
Ход игры: Ведущий показывает ребенку предметную карточку. Ребенок называет предмет, который изображен на карточке, и «жадничает» - говорит это моя, моё или мой ( например: мой мяч, моя кукла и т. д.)
Для усложнения игры ребенок называет не только предмет, но и его качество (мой большой мяч, моя красивая кукла и т. д.) .
«Угадай по описанию»
Учим детей составлять и отгадывать описательные загадки о предметах. Развиваем воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.
Ходигры:Отгадай слово, которое я загадала.
Пушистая, полосатая, усатая, домашняя ….кошка
Женское, красивое, нарядное, праздничное, летнее ….платье
Легкий, разноцветный, резиновый, воздушный …. шарик
Дидактическая игра «Цепочка слов»
Цель: развивать умение определять первый и последний звук в словах.
Ход игры: первый игрок называет слово, второй игрок называет слово, начинающееся на последний звук слова первого игрока и т. д.
«Придумай слова к схемам»
Развиваем фонематический слух и восприятие.
Ходигры: Давай придумывать слова к схемам.
Выигрывает тот, кто придумает большеслов.
К___К___
К___К___К
«Найди домик для слова» (деление слов на слоги).
Нарисовать три домика. В первом домике – одно окно, во втором домике – два окна, в третьем домике – три окна.
1 вариант игры. Ребенок получает предметные картинки, которые он должен распределить по домикам, определив, сколько слогов в слове.
2 вариант игры. Ребенок получает предметные картинки, которые он должен распределить по домикам, определив, сколько звуков в слове. Для этого варианта набор домиков должен быть немного другим. Количество окон от 3 до 5(7). Начинайте игру с двух домиков, постепенно увеличивая их количество до пяти домиков. Проводя эту игру необходимо помнить, что ребенок определяет количество звуков, а не букв, так как мы слово произносим, а не пишем. Например, письмо – 5 звуков (п’, и, с’, м,о, окно – 4 звука (а,к,н,о).
«Собираем посуду»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Ход игры: Ребенок определяет количество слогов в названии предметов, расположенных на картинке и «раскладывает» вещи в шкафчики. В шкафчик, в котором 2 дверцы кладем посуду в названии которой 2 слога, в шкафчик с 3-мя дверцами – складываем посуду в названии которой 3 слога.
«Иностранцы» (умение правильно ставить ударение).
В игре принимают участие 2-3 человека. Один, играет роль русского – он ставит ударение в словах, так как принято в русском языке; второй – англичанин, он будет ставить ударение на первый слог, третий – француз, он будет ставить ударения на последний слог. Например, МАШИНА: русский говорит – машиииина, англичанин – мааашина, француз – машинаааа. Важно, чтобы ребенок играл разные роли.
«Где спрятался звук?»
(определение места положения заданного звука в слове).
Начинать игры необходимо с гласных звуков, а затем переходить на согласные. «Помоги мне найти потерявшийся звук. Я не могу найти звук «А». Где он спрятался в слове МАК, в начале, в середине или в конце?»
Важно, чтобы ребенок искал звук на слух, не записывая слова.
Начиная с небольших слов, постепенно переходя к более длинным словам.
Помните:
• в русском языке нет звуков Я, Ю, Ё, Е. Это буквы, состоящие из двух звуков: йа, йу, йо, йэ;
• подбирая слова для игры, необходимо помнить правило оглушения, т. е. слова в которых при произнесении согласный оглушается: пишем зуб, а произносим зуп.
Обращайте внимание на мягкость и твердость согласных: например, звук «Р» мы ищем в словах – ракета, марка, ветер, звук «Р’» ищем в словах – река, море, якорь.
Где спряталась игрушка? (ориентировка в пространстве).
Спрячьте к комнате игрушку. Ребенок встает на середину комнаты. Вам необходимо направлять ребенка к месту, где вы спрятали игрушку. ( Например: "Сделай 5 шагов вперед, повернись направо, сделай 3 шага вперед, повернись налево, сделай 5 шагов вперед, ищи игрушку справа от себя").
Ориентировка в пространстве
Сначала назови, что находится на верхней полке, затем — на нижней и в конце — на остальных.
Раскрась синим цветом, что находится между яблоком и луком?
Красным – что находится слева от куклы и над яблоком?
Желтым – что находится под луком и справа от ложки?
Зеленым – что находится между лопаткой и молотком?
Коричневым – что находится под юлой и над вилкой?
Дидактическая игра «Скажи сколько»
Цель: развитие умения согласовывать имена существительные с числительными.
Ход игры. Перед ребенком 2 стопки карточек. В одной стопке картинки (можно использовать из любого лото, во второй стопке цифры от 1 до 10. Ребенок переворачивает карточки из каждой стопки и называет числительное и предмет, затем переворачивает следующую карточку и т. д. ( Например: Два яблока. Три машины. Шесть кукол и т. д.)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Ход игры. Взрослый произносит 4 слова. В трех словах должно быть одинаковое количество слогов, одно слово должно отличаться количеством слогов. (Например. 3 слова в которых 1 слог, 1 слово, в котором 2 слога)
Ребенок на слух определяет, какое слово лишнее.
Например.
Пчела, бабочка, комар, паук. (Лишнее слово бабочка в нем 3 слога, в остальных 2 слога)
Кит, дом, луна, нож.
Луна, гора, груша, собака.
Лев, кот, дым, часы.
Слива, дыня, книга, телефон.
Пальчиковая гимнастика: "Строим дом"
Цель. Развитие моторики руки.
Ход игры. Взрослый с ребенком рассказывает стихотворение и сопровождает слова действиями рук.
Стихотворение Движения
Строим, строим новый дом,
Дом с высоким потолком
С треугольной крышей.
Вот такой?
Нет, выше!
В доме окон
Три и три
Ну-ка, в них ты загляни! стучим кулачком правой руки по кулачку левой руки
руки вверх, тянемся
делаем треугольник ладошками, соединяя по одному каждый пальчик
показываем "крышу" на уровне груди
тянемся наверх
руки параллельно, затем перпендикулярно полу
показываем пальчиками
рука как козырек, смотрим вдаль и чуть-чуть наклоняемся.