Татьяна Никитина
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитании культуры общения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитании культуры общения у детей.
Значимость семьи в процессе формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Публикация «Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитании культуры общения у детей» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Работа с семьей должна учитывать современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. Сущность данных подходов состоит в объединении усилий дошкольного учреждения и семьи для развития личности как ребенка, так взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
Следует отметить, взаимодействие детского сада с семьей в современной отечественной науке и практике не является законченной теоретической структурой с определенными организационными формами в общественной системе воспитания. Хотя в настоящее время накоплен опыт и разработаны различные формы работы с родителями в детском саду (Е. П. Арнаутова, Н. Ф. Виноградова, В. П. Дуброва, О. Л. Зверева и др.).
Работа детского сада с семьей была и остается одним из наиболее актуальных и, вместе с тем, сложных аспектов психологической и педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении.
Преодоление всех сложностей возможно в процессе целенаправленного, систематического, содержательно-наполненного и огранизационно-оформленного взаимодействия детского сада и семьи. Необходимо передавать родителям не «житейские», а научные психолого-педагогические знания о ребенке и его воспитании. Это взаимодействие с родителями должно основываться на принципе сотрудничества. При этом сотрудничество дошкольного учреждения понимается как процесс взаимодействия равноправных партнеров в интересах развития и воспитания детей.
Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом в последнее десятилетие рассматривается отечественными и зарубежными психологами и педагогами как наиболее способствующее возникновению положительных результатов. Такое взаимодействие предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, нравственными качествами, также оно направлено на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в формировании культуры общения у детей.
Сотрудничество детского сада и семьи в формировании культуры общения у детей должно быть направлено на
• установление партнерских взаимоотношений с семьей в вопросах формирования культуры общения у детей;
• создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в вопросах формирования культуры общения у детей;
• обеспечение для ребенка комфортных, адекватных его возрастным и индивидуальным возможностям условий формирования основ культуры общения как в детском саду, так и в семье;
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания у детей культуры общения;
• оказание адресной и актуальной помощи родителям в вопросах формирования у детей культуры общения;
• привлечение родителей к участию в жизни детского сада;
• воспитание у родителей взаимной ответственности за формирование культуры общения у детей.
Практика взаимодействия детского сада и семьи показывает : хотя в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни дошкольного учреждения, чаще в сотрудничестве с родителями используются традиционные формы. Это: родительские собрания; консультации; родительские конференции; «День открытых дверей»; наглядные формы.
.
Эти формы и методы организации сотрудничества ДОУ и семьи могут решить целый ряд проблем, связанных с проблемой развития у детей культуры общения. Это: викторины; игры; конкурсы (КВН; «Что? Где? Когда?»). В настоящее время используется такая форма организации взаимодействия детского сада и семьи как тренинг. Эта форма организации, основанная на методологии социально-психологического тренинга, направлена на коррекцию культуры общения родителей и детей.