екатерина дергачева
Конспект открытого занятия по теме: «Развитие зрительного и слухового внимания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие зрительного и слухового внимания».
Лексическая тема: «Весна».
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость).
Задачи:
Коррекционно-развивающие : активизация мыслительной и речевой деятельности детей, зрительного и слухового восприятия и внимания, совершенствование зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, зрительно-двигательной координации.
Публикация «Конспект открытого занятия по теме: „Развитие зрительного и слухового внимания“» размещена в разделах
Коррекционно-образовательные: Актуализация лексического словаря по теме «Весна». Активизация в речи существительных: капель, проталина, первоцветы. Развитие навыков ориентировки в пространстве.
Воспитательные: воспитание положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, взаимодействия.
Материалы к занятию : колокольчик, бланки с заданиями для каждого ребенка, набор цветной геометрической палитры, парные картинки, цветные мелки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
І. Организационный момент.
Создание эмоционального положительного фона. Приветствие «Весенняя капель».
- Здравствуйте, мои друзья! Давайте сегодня поздороваемся с помощью колокольчика, как капель!
Дети по цепочке здороваются с соседом, звенят колокольчиком и говорят, что рады его видеть.
ІІ. Основная часть.
1. Игра «Ковер-самолет».
Цель: развитие произвольного внимания.
Дети работают парами. Перед детьми наборы цветной геометрической палитры. Дефектолог предлагает по образцу собрать «Ковер-самолет» и «полететь» на нем в гости к весне.
2. Упражнение «Расскажем и покажем»
Цель: развитие слухового внимания и навыков ориентирования в пространстве.
Дети стоят напротив педагога и выполняют движения.
Руку правую - на плечо,
Руку левую – на бочок.
Руки в стороны, руки вниз,
И направо повернись.
Руку левую – на плечо,
Руку правую – на бочок.
Руки вверх, руки вниз,
И на лево повернись.
3. Работа с демонстрационным материалом.
Цель: повторение признаков весны с одновременной демонстрацией каждого признака.
- Картинка «Солнце». (Солнце светит ярче и пригревает.)
- Сосулька, ручеек, проталины (На крышах образуются сосульки, когда они тают, слышен звук капели; снег тает, бегут ручьи; на земле появляются первые проталины; цветы – первоцветы).
- Символы дня и ночи- черная и желтая полоски разной длины. (День становится длиннее, а ночь – короче.)
- Птицы летящие клином. (Птицы прилетают из теплых краев.)
- Как называются птицы, перелетающие из теплых краев? (Перелетные.)
- Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, журавли, гуси, утки. Кукушки.)
На доску выставляются картинки.
4. Упражнение «Дождик».
Цель: развитие слухового внимания и навыков ориентирования в пространстве.
Дети стоят, глаза закрыты. Выполняют движения под музыкальное сопровождение.
Педагог.
- Представьте себе, что с неба падают капельки дождя, а вы их ловите ртом. А теперь капелька:
легла на правую щеку – надуйте ее;
легла на левую щеку – надуйте ее;
легла на носик – наморщите нос;
упала на правую ладошку – поднимите правую ладошку;
упала на левую ладошку – поднимите левую ладошку;
легла на веки – поморгайте глазами и откройте их.
Дождик закончился.
5. Игра «Подснежники».
Цель: развитие концентрации и объема внимания.
Перед детьми бланки с таблицами, состоящими из девяти квадратов; карточки с цветами-подснежниками.
На доске аналогичная таблица. В определенной клеточке «появляется подснежник». Дети должны запомнить, в какой клетке находился цветок и у себя в таблице положить цветочек на нужное место.
6. Игра «Парные картинки».
Цель: развитие слухового внимания.
Проводится на ковре.
Дефектолог. Я раздам каждому по картинке. У меня в мешочке лежат такие же картинки. Я буду брать и описывать картинку из мешочка (свойства, назначение, внешний вид и др., а вы внимательно слушаете и стараетесь определить, чью картинку описываю.
7. Подвижная игра «Паровозик дружбы».
Цель: развитие слухового внимания.
Педагог предлагает детям отправиться в гости цветам-первоцветам. Дефектолог обращает внимание на то, что при произнесении слов «чух-чух-чух», дети меняют положение рук и двигаются в другую сторону.
Движение паровозика можно сопровождать следующей песенкой:
Поезд мчится и грохочет –
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Машинист во всю хлопочет-
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горой-
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Для детей вагон второй-
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится вдоль полей-
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Эй цветы водой полей -
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
8. Задание «Лабиринт».
Цель: развитие устойчивости внимания.
Каждому ребенку дается бланк с заданием.
Педагог. Помогите распуститься подснежнику, полейте его. Дети с помощью цветного мелка проводят «дорожку по лабиринту». Работа детей проходит под музыкальное сопровождение «Весна».
ІІІ. Итог занятия.
Подготовила и провела
Учитель-дефектолог:
Дергачева Е. А.