Ирина Пенкина
Составляющие успеха современного дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что дети – самое важное, что есть у каждого человека, в частности, и у каждой страны в целом. Всем известно, что в возрасте от рождения до семи лет закладываются основы здоровья, человеческого характера, происходит интенсивное развитие и становление личности ребёнка. Актуальность дошкольного образования в России имеет, и будет иметь популярность, поскольку для современного общества важна стратегия формирования системы, которая обеспечивала бы всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Публикация «Составляющие успеха современного дошкольного образования» размещена в разделах
В связи с изменениями (как экономическими, так и социальными, которые происходили и происходят в нашей стране и в мире, существующая система не может удовлетворить потребности всех нуждающихся в дошкольном образовании.
В «Основных направлениях деятельности Правительства РФ от 2012 года» (утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р) разработан специальный проект развития дошкольного образования, основными целями которого является:
1. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей.
2. Обеспечение современного качества услуг дошкольного образования.
Задача коллектива ДОУ: создание условий, обеспечивающих ребенку психологический комфорт и его всестороннее развитие. Воспитательный процесс в детском саду носит развивающий характер, который проявляется в создании условий для полной реализации ребё нка: его индивидуальных особенностей, интересов, создание пространства для деятельности ребенка и сопровождение его индивидуального развития, благоприятной социализации и усвоения ключевых компетенций в условиях свободы выбора деятельности. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др., предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса. Основная идея данной педагогической системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, получение навыков социального взаимодействия с детьми от 0 до 7 лет и при этом всестороннее гармоничное развитие в соответствие с природным ритмом самого ребенка.
Появились новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия.
Созданная в детском саду сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Сенсорная комната – это организованная среда, где с помощью специального оборудования и предметов происходит воздействие на органы чувств ребенка: зрение, слух, осязание, обоняние. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ. Для работы в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств. Сенсорная комната:
1. Помогает в стимулировании сенсорной чувствительности и двигательной активности, развития зрительно-моторной координации детей, развивает общую и мелкую моторику, улучшает координацию движений.
2. Создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; (уменьшает тревожное состояние, снижает агрессию, учит саморегуляции; снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение)
3. Повышает психическую активность за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память, внимание, интеллект.
4. Расширяет кругозор и пространственные представления, развивает воображение и творческие способности детей;
5. Помогает корректировать нарушения в познавательной сфере (снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и, соответственно, трудности в обучении). Помогает развитию речи.
6. Помогает решить проблемы с социальной адаптацией.
Арт-студия - пространство, где для детей есть возможность рисовать, лепить, моделировать, наслаждаясь процессом детского дизайна. Обучение в студии предполагает использование различных изобразительных техник с применением декоративных элементов, природного и бросового материала; использование элементов театрализованной и анимационной деятельности.
Не мало важным фактором в данной работе педагогов детского сада является и развитие речи. В этом помогает одно из новых направлений в педагогической деятельности коллектива – логоритмика. Логоритмика полезна всем детям, с ее помощью удается добиться скоординированности работы между нервной и дыхательной системами, органами чувств. Комплексный подход позволяет устранить сбои в гармоничном функционировании этих механизмов, ликвидировать или сгладить речевые дефекты. Основная цель логоритмики в дошкольном возрасте – профилактика речевых нарушений или их коррекция путем оттачивания двигательных навыков. Логоритмические занятия особенно полезны ребятам с заиканием или предрасположенностью к нему, любыми дефектами речи, в том числе, при задержке развития навыка. Также они пригодятся часто болеющим или ослабленным дошкольникам, малышам с плохой координацией, скудной моторикой.
Позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей хореографическое искусство в детском саду. Хореография даё т следующие возможности в развитии и воспитании ребенка:
• развивает у ребёнка чувство ориентации и размещения в пространстве;
• формирует социальное поведение в духе гуманных ценностей и норм;
• чувство взаимовыручки;
• ответственность за правильность исполнения.
Назначение занятий хореографией в дошкольном учреждении
Первое — научить детей свободной координации движений, умению владеть свои телом, выполнять различные движения под музыку. Здесь важно использовать метод импровизации. Научить ощущению пространства, ориентации по сценической площадке.
Второе — осознанное исполнение как отдельного движения, так и танца в целом; получение удовлетворения от занятий.
Третье — свобода выражений эмоций и мимики. Навыки выразительного исполнения. Творческое воображение через образное мышление. Для этого на занятиях используются индивидуальные задания, сюжетно-ролевые игры в танцевальной форме, возможность придумывать танцевальные движения, а это важно для последующего обучения в школе.
Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения не только родного языка, но и иностранного, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Сегодня обучение дошкольников английскому языку выходит на первый план – чем раньше оно начнется, тем лучше будет результат. В процессе его изучения достигаются следующие цели:
• Расширение кругозора. Владение английским открывает детям двери другой культуры.
• Повышение уровня коммуникативных навыков. Дети, освоившие английский, будут свободно чувствовать себя в соответствующей среде, у них нет преград в общении, и эти навыки можно развивать в течение всей жизни;
• Развитие творческих способностей. Доступность культурных ценностей дает хороший фундамент для движения в этом направлении;
• Улучшение памяти, внимания, воображения.
Дети —природные исследователи окружающего мира. Мир открывается им через опыт их личных ощущений, действий, переживаний. Лаборатория – новый элемент развивающей среды. Она создана для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. В тоже время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в “учёных”, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Детское экспериментирование является ценным средством воспитания умственной активности детей, оно активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
Создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, а также для возможности выбора и самостоятельной деятельности помогает созданная в детском саду комната по системе Марии Монтессори. «Помоги мне это сделать самому!» - суть системы обучения детей по Марии Монтессори, которая помогает в работе с детьми не только старшего, но и младшего дошкольного возраста педагогам образовательного учреждения. Основная идея данной педагогической системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, получение навыков социального взаимодействия с детьми от 0 до 7 лет и при этом всестороннее гармоничное развитие в соответствие с природным ритмом самого ребенка.
С
оставляющими успеха современного дошкольного образования являются : мониторинг, комплексность и системность.