Екатерина Савельева
Составление загадок и небылиц. Чтение небылиц
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Дать понятие о жанре небылицы.
• Закрепить представление об особенностях жанра сказки.
• Упражнять в умении рассуждать, делать выводы, аргументировано доказывать их правильность, пользоваться при доказательстве словами: во-первых, во-вторых.
• Учить составлять загадки-описания, небылицы.
• Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с помощью слов: чтобы, потому что.
• Учить подбирать односложные и многосложные слова.
• Развивать речетворческие способности.
Публикация «Составление загадок и небылиц, Чтение небылиц» размещена в разделах
• Упражнять в правильном произношении и дифференцировании звуков г-к, подборе слов с этими звуками.
Ход занятия
Воспитатель читает несколько загадок-описаний, после отгадывания каждой анализирует содержание описания в загадке, которое позволило ее отгадать. Предлагает детям самим составить загадки, поясняет, что для составления загадки нужно описать предмет: назвать, к чему он относится (посуда, животное, вид транспорта и т. д., как выглядит, как используется или как передвигается, чем питается.
Воспитатель читает фрагмент текста:
Я купил на птичьем рынке
Говорящего кота,
Но не знал тогда, что будет
С ним сплошная маета.
Убежал мой кот из дома
И явился в детский сад,
Пел им песню «Чунга-чанга»
Тридцать три часа подряд!
Небылицы, небылицы
Переходят все границы,
Ну и что же, ну и что же —
Быль и небыль так похожи!
Воспитатель интересуется, догадались ли дети, о чем будет следующий разговор. Показывает картинки-небылицы. Вопросы:
— Что в этих картинках неправильно? Докажите.
— Что надо изменить?
Педагог побуждает пользоваться при доказательстве словами «во-первых», «во-вторых», чтобы показать последовательность рассуждений.
Читает небылицу :
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
В беседе с детьми по содержанию воспитатель побуждает объяснять несоответствие действительности, используя словосочетание «потому что».
Физкультминутка
Воспитатель называет животное, дети показывают любое движение, нехарактерное для него в реальной жизни (заяц – ползет, танцует; лиса – плавает, красит губы и т. д.).
Задания:
— Придумать небылицу : описав действие, нехарактерное для персонажа (по принципу предыдущей физкультминутки — самолет скачет, машина летит); фантастический внешний вид предмета или объекта (заяц с длинным пушистым хвостом, летающая фабрика детских игрушек); составить небольшой фантастический рассказ.
— Закончить предложения:
• Чтобы придумать небылицу.
• Нужно хорошо учиться, чтобы.
• Мы читаем сказки, чтобы.
— Произнести скороговорку-небылицу :
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят как галчата,
И как волчата галчата молчат.
М. Бородицкая
— Придумать слова со звуками г—к в начале и середине, со звуком л в конце.
— Придумать слова, сходные по звучанию:
• Ракета (конфета, котлета.).
Подводя итог беседы о небылицах, воспитатель объясняет этимологию слова (небыль, выдумка, небывалая история, предлагает детям определить сходство и различие небылиц и сказок. Поясняет, что и те и другие — фантастические, выдуманные истории, небылицы маленькие по объему, чаще рифмованные. Уточняет с детьми, по каким признакам отличают сказку от других произведений.