Алена Пушечникова
Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Осенние мотивы»
Тип ОД: обобщающее.
Направление: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма организаций: групповая.
Форма проведения: Описание пейзажной картины.
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Составление рассказа по картине И, Левитана „Золотая осень“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Задачи приоритетной образовательной области:
- закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью;
- учить рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа;
- учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти - шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;
- формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, приобщать к изобразительному искусству;
- развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- развивать умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже;
- развивать мыслительную и речевую активность детей;
- обогащать словарный запас детей;
Задачи интегрируемых областей:
Познавательное развитие : Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
Развивать речевое дыхание, учить произносить слова четко и громко;
Активизировать употребление прилагательных; глаголов;
Социально-коммуникативное развитие : - воспитывать эмоционально- личностное отношение к художественному произведению.
Физическое развитие : Развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность.
Предпосылки учебной деятельности:
Формировать навыки учебной деятельности, умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы, одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.
Методическое обеспечение:
Материалы и оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень» (большого размера, презентация со слайдами, телевизор,
Демонстрационный материал:
• ТСО (ноутбук)
• Слайды и анимации к заданиям
• Портрет И. И Левитана, репродукция картины И. И. Левитана «Залотая осень»; предметные картинки
ноутбук, аудиозапись «Времена года. Осенняя песня» П. И. Чайковского, лист белой бумаги А-4, бумажный кленовый лист с текстом стихотворения.
Раздаточный материал:
• Карточки для звукового анализа
Предварительная работа:
наблюдения в природе в осенний период, беседа об осеннем времени года, речевые игры «Какой, какая, какое», «Подбери сравнение», чтение стихов русских поэтов об осени (на усмотрение педагога).
Приемы руководства деятельностью детей:
• Для постановки целей и мотивации деятельности: проблемные вопросы, создание игровой ситуаций.
• Для активации деятельности детей в процессе ОД: сюрпризный момент.
• Для организации практической деятельности: организация продуктивной деятельности детей (физминутка «Осенние листочки»).
• Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, игровые упражнения.
• Словарная работа: Вдохновение, репродукция
• Рефлексия: подведение итогов на каждом этапе.
Методы и приемы:
Организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент.
Мотивационный: эффект удивления, игровые упражнения.
Словесный: вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение.
Наглядно-демонстрационный: показ слайдов, совместное исполнение движений, картинки.
Практический: игры и игровые упражнения.
Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности.
Рефлексия: метод пяти пальцев.
Технология, используемые в ООД:
Технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации.
Здоровье сберегающие образовательные технологий:
• технологии сохранения и укрепления здоровья: двигательные упражнения.
• технология обучения ЗОЖ:
• Личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка.
Технология развивающего обучения :
ИКТ технология: наглядный материал в виде слайдов и анимации.
План образовательной деятельности
Этапы деятельности Содержание
1. Приветствие
2. Создание игровой ситуации.
Загадка
3. Мотивация детей на предстоящую деятельность.
Воспитатель: Дети сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их
Посмотрите вы на нас!
Мы-ребята, суперкласс!
Дружные и смелые,
А еще умелые!
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, шить, плести,
Хорошо себя вести!
Посмотрите ка на нас!
Мы- ребята, суперкласс!
Воспитатель: Ребята посмотрите какой сегодня прекрасный день, настроение веселое.
Воспитатель обращает внимание детей на письмо, лежащий на подоконнике.
- Ребята, посмотрите, какое то неожиданное письмо залетело к нам в окно.
Что за странное письмо, догадайтесь от кого? (отгадывание загадки).
Я держу в руках конверт,
В конверте может быть секрет
Вы хотели бы узнать, кто мог письмо нам написать?
И так о каком времени года говорится в этой загадке?
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)
-Действительно в этой загадке говорится об осени.
Какие периоды осени вы знаете?
Сентябрь – «листопадничек» он осени начало, Октябрь – называют «грязником» месяц осенних дождей, Ноябрь - ворота зимы.
А теперь давайте ка узнаем, но кто приметы осени назовет, тот места свои займет.
(Ответы детей)
В. - Ребята, осень задумчива и грустна, лирична и загадочна. Настроение уставшей природы тихо передают нам в стихах поэты
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Музыканты – мы с вами слышим прекрасные звуки «Осенняя песня» П. Чайковского,
художники в своих картинах. Чтобы передать нам свой восторг, вдохновить.
Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет всех людей. Многие художники посвятили свои картины этому времени года.
- Сегодня я предлагаю вам познакомится с творчеством великого русского художника Исаака Ильича Левитана, а именно познакомиться с картиной этого выдающего художника, поделиться своими впечатлениями о ней.
II. Основной этап
1. Беседа
Портрет И. И. Левитана
2. Уточнение знаний в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.
3. Рассматривание картины, беседа по содержанию картины.
мнемотаблица
выклад знак вопроса
знак лупы
циферблат
объекты
краски
сердце
Гимнастика
Беседа
Составление рассказа по схеме
Составление рассказа детьми
6. Составление рассказа.
Рассказ воспитателя. В. – Исаак Ильич Левитан написал несколько картин об осени. Он очень любил русскую природу, и изображал её в разное время года.
В. – Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа?
Дети – Пейзаж.
В. – Верно, и сейчас я предлагаю вам познакомиться с еще одним красивейшим пейзажем И. И. Левитана и попробовать описать содержание картины, выразить словами свои впечатления и чувства.
Рассматривание картины.
В. – Перед нами репродукция картины «Золотая осень». Напомните, пожалуйста, что значит слово «репродукция»?
Дети – Это значит не настоящая картина, которую писал художник.
В. – Верно. Репродукция – это копия картины. Для чего создаются репродукции картин?
Дети - Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все люди могут увидеть настоящую картину в музее.
В. – Совершенно верно. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана.
Дети рассматривают картину, звучит фоновая музыка «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского
Давайте попробуем войти в картину. Представьте, что…
Мы – листочки осенние
На деревьях – висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на стульчик тихо сели.
В. - Какое время года изображено на картине?
Дети - На картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтых листьев.
В. – Как вы думаете, это начало, середина или конец осени?
Дети – Я думаю, что это середина осени, потому что не все листья облетели и почти все листья желтые. А в начале осени еще мало желтых листьев на деревьях.
В. – Молодец. А как в народе называют середину осени?
Дети – Золотая осень.
В. – Верно. Как, по – вашему мнению, может называться эта картина?
Дети. – Осень. Золотая пора. Золотая осень. Красавица осень.
В. – Верно, ребята. Картина так и называется «Золотая осень».
В. – Давайте рассмотрим, что изображено на картине. А чтобы нам не составило труда, будем опираться на план-схему (мнемотаблицу, которая находится в конвертах.
А все ваши красивые и образные выражения будем выкладывать в виде подсказок, чтобы не забыть, когда будем составлять рассказ.
С чего мы начнем рассказ? (Мы начнем с названия картины).
В. Теперь, я предлагаю рассмотреть передний план картины.
- Что изображено на переднем плане картины? (Индивидуальные ответы детей. Например, «На переднем плане картины изображена река.»)
-Как вы думаете, какая вода в реке? ( Примерный индивидуальный ответ: «Вода в реке тёмно- синяя, прозрачная, с зеркально чистой гладью.)
- По каким признакам вы догадались, что вода в реке чистая? ( Примерный ответ: «Вода в реке чистая, так как в ней отражаются растения и травы.»)
- Вспомните и сравните, какая вода в реке летом и осенью? ( Примерный ответ: «Летом вода в реке тёплая - в ней можно купаться, а осенью — холодная, в ней купаться нельзя.»)
- Дети, что ещё изображено на переднем плане картины? ( Примерный ответ: «На переднем плане картины изображены белоствольные берёзы.»)
По каким признакам вы догадались, что это берёзы? ( Примерный ответ: «У берёз белые стволы.»)
В. - Какое время суток изобразил художник?
Дети - Мне кажется, что это день, потому что светло и ясно.
В. - Что изображено на центральном плане картины?
( Примерный ответ: «На центральном плане картины изображена одинокая берёза. Слева от берёзы- золотая берёзовая роща.»)
• Почему роща «золотая»? ( Примерный ответ: «Потому что листья на деревьях жёлтые, как золото.»
• Что изображено справа от берёзы? ( Примерный ответ: «Справа от берёзы изображена дубовая роща.»)
• Почему роща дубовая? ( Примерный ответ: «Потому что, она изображена ярко — зелёными красками, а листва у дуба желтеет позже всех деревьев.»)
• Обратите внимание на задний план картины.
• Что на нём изображено? ( Примерный ответ: «На заднем плане картины изображены маленькие домики.»)
В. - - Вероятно, это деревушка.
• Что изображено перед деревушкой? ( Примерный ответ: «Перед деревушкой — ярко- зелёное поле. Похоже, что это ростки озимых.»)
• Что изображено за деревушкой? ( Примерный ответ: «За деревушкой располагается нарядный лес, в жёлтом убранстве.»)
В. - -Хорошо, теперь обратите внимание на небо.
• Какими красками И. И. Левитан изобразил осеннее небо? ( Примерный ответ: «И. И. Левитан изобразил небо ближе к нам тёмными оттенками синего цвета, а вдали голубыми красками.»)
• Что изображено на небе? ( Примерный ответ: «На небе изображены облака.» или «По небу плывут белые облака.»)
- Дети, какое настроение вызывает у вас картина И. И. Левитана «Золотая осень»? ( Примерный ответ: «Картина И. И. Левитана «Золотая осень вызывает у меня радостное, приподнятое, бодрое настроение.»)
В. - Я с вами согласна. Природа на картине кажется радостной, нарядной, тёплой, торжественной и от этого заряжает нас бодростью в этот погожий осенний день.
-Мы внимательно рассматривали картину. Теперь я предлагаю сделать гимнастику для глаз:
Вот стоит осенний лес (круговые движения глазами)
В нём много сказок и чудес!
Слева- сосны, справа- дуб (смотрим налево, затем- направо)
Дятел сверху, тук да тук. (смотрим вверх-вниз)
В. -. А как вы думаете, что хотел сказать нам художник, создавая этот пейзаж?
Дети. - Как красива наша природа!
Природу надо любить и беречь.
В. – Верно. Наша широкая природа прекрасна в любое время года, а осенью она расцветает самыми яркими красками. Природа – это наше богатство, источник вдохновения, и ее надо любить и беречь.
В. - -А сейчас я предлагаю вам составить описательный рассказ по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Внимательно посмотрите на картину ещё раз. Попробуйте мысленно оказаться внутри, почувствовать настроение художника.
Сначала попробуем составить рассказ по частям, используя пункты плана, а затем соединим все части в целый описательный рассказ.
В. - -Итак, напомню, первый пункт плана —как называется картина, и кто её написал? Кто желает ответить. (Индивидуальный ответ.)
Второй пункт плана - какое место действия изобразил художник. (Индивидуальный ответ.)
Третий пункт плана — Какое время суток изобразил художник? (Индивидуальный ответ.)
Четвёртый пункт плана — Что изображено на переднем, центральном и заднем планах картины? (Индивидуальные ответы.)
Пятый пункт плана - Какие краски использовал художник при написании картины? (Индивидуальный ответ.)
Шестой пункт плана — Понравилась ли вам картина? Какое настроение она у вас вызвала? (Индивидуальный ответ.)
В. - -Хорошо! А теперь попробуем соединить все части в целый описательный рассказ.
Подумайте немного. Кто сможет описать картину, используя все пункты плана? (2- 3 индивидуальных ответа.)
В. - А сейчас я предлагаю вам послушать описательный рассказ, который я составила по картине.
1. Перед нами картина И. И. Левитана «Золотая осень».
2. На картине изображена берёзовая роща в яркий, солнечный, осенний день.
3. На переднем плане картины река глубокого синего цвета, тихая, спокойная. Вода в реке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Слева от реки — берёзки в золотом убранстве. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. Под красавицами берёзками — пожухлая зеленовато- жёлтая трава, которая напоминает пёстрый ковёр.
В центре картины наше внимание привлекает одинокая берёза с ярко- золотой кроной, стоящая на правом берегу реки. Слева от неё располагается берёзовая роща в золотом убранстве, а справа- небольшая дубовая рощица, одетая в зелёный наряд.
Вдали, на пригорке, виднеются маленькие домики. Вероятно, это деревушка. Перед ней расстилается ярко- зелёное поле. Это ростки озимых. Поле напоминает сочно-зелёный коврик.
В вышине, в голубом небе, плывут, гонимые лёгким ветерком, белые облака.
1. Основные цвета картины — жёлтый, синий, голубой, с добавлением немного зелени — это все цвета радости, цвета полноты жизни.
2. Картина «Золотая осень» мне очень нравится. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворённое, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает меня красотой.
В. - Дети вам понравился мой описательный рассказ? (Ответы детей.) И мне ваши рассказы понравились. Вы сегодня славно потрудились, старались подбирать выразительные и точные слова для описания картины. Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете продолжать использовать в своей речи богатые возможности русского языка. Удачи вам!
III. Итог
-О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались глядя на эту картину? (Узнали о золотой осени, любовались красотой природы, узнали что такое вдохновение, репродукция.)
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?
(Бережно. Защищать и охранять все живое.)
- Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. И. Левитан.
На этом наше занятие закончилось.