ольга семерюк
Составление плана описательного рассказа
▼ Скачать + Заказать документы
Составление плана описательного рассказа
Связная речь - речь, организованная по законам логики и грамматики, представляющая единое целое, имеющая тему, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяющаяся на более или менее значительные части, связанные между собой.
А. В. Ястребова отмечает, что у учащихся начальных классов с НВОНР связная речь развита недостаточно полно: словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Дети допускают ошибки в употреблении слов, смешивают их по смыслу, акустическому сходству; в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, часто встречаются аграмматизмы.
Публикация «Составление плана описательного рассказа» размещена в разделах
детей в недостаточной мере сформированы внимание, способность к переключению, словесно-логическое мышление, целеполагание, контроль, оценка продуктивной деятельности. Вследствие этого у учащихся возникают проблемы с пониманием учебных задач, инструкций учителя, построением связного монологического высказывания.
В процессе работы над формированием связной речи, для понимания поставленных задач, обучения планированию связного высказывания, контролю и оценке деятельности, облегчения запоминания изучаемого материала используется действие моделирования, так как оно опирается на наглядно-образное мышление, в достаточной мере сформированное у учащихся начальной школы с НВОНР.
В процессе действия моделирования происходит выделение всеобщего отношения в предметной, графической, буквенной форме. В модели фиксируются существенные свойства изучаемого объекта, проявляется связь единичного и общего. Используя модель дети могут выполнять прямые и обратные действия. Моделирование помогает запоминать изучаемое, способствует увеличению словарного запаса, устанавливать существенные связи и отношения между событиями, явлениями, анализировать работу, оценивать результаты деятельности. Следует учитывать и то, что в процессе моделирования дети «пропускают через себя» изучаемый материал, а соответственно лучше его усваивают. Благодаря этому у учащихся формируется алгоритм действий, «снимается» страх, появляется уверенность в своих силах, мотивация к самостоятельному высказыванию, т. е. монологической речи.
При выполнении творческих работ необходим план, так как он является каркасом будущего высказывания. План помогает
систематизировать имеющиеся знания, дать более полные, точные сведения о предмете. При составлении плана дети анализируют объект, выделяют его существенные признаки. Признаки фиксируются в виде графического изображения. (рисунка) в пунктах плана, а так же в буквенном виде. Одновременно фиксируются опорные слова, словосочетания, которые помогут грамотно, не повторяясь изложить мысли.
Использование моделирования при составлении плана помогает задействовать зрительную, слуховую, моторную память, что в свою очередь способствует лучшему усвоению материала. Постепенно зрительные образы пунктов плана «сворачиваются» (принимаются детьми) и переводятся во внутренний план.
В процессе работы над составлением плана рассказа дети приходят к выводу, что его структура (вступление, основная часть с подпунктами, заключение) подходит для описания многих объектов окружающего мира.