Лидия Ивановна Стадниченко
Конспект образовательной деятельности «Составление описательного рассказа «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».
Цель: Создание условий для развитие связной речи через использования опорной схемы.
Задачи:
- сформировать умения составлять описательный рассказ с использованием разных типов предложений (простых и сложных) с опорой на схематичные изображения;
- актуализировать и закрепить знания детей по таким лексическим темам, как: «Приметы зимы», «Зимние забавы», «Животные», «Птицы», «Одежда»;
- развивать навыки составления сложноподчиненных предложений;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Составление описательного рассказа „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- закреплять умение подбирать определения к заданным существительным;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое и вербальное мышление;
- формировать общую моторику и координацию;
- воспитывать чувство взаимопомощи и умения слушать друг друга.
Предварительно проводится работа с демонстрационным материалом по теме «Зима».
Оборудование:
- опорные схемы для составления описательных рассказов (Ю. С. Волкова, Л. В. Черткова);
- резиновый мяч ;
- Снежинки и снежки;
- раскраски о зиме.
Ход образовательной деятельности
Задачи Деятельность воспитатель Деятельность детей.
1 2 3
Организационный этап (2 минуты)
Введение в ситуацию
Задача: Мотивировать детей на участие в совместной деятельности. Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Улыбнемся, подмигнем
И общаться мы начнем! Дети повторяют за воспитателем.
Основная часть (19-20 минут)
Постановка детской проблемы. Актуализация имеющих знаний:
- актуализировать и закрепить знания детей по таким лексическим темам, как: «Приметы зимы», «Зимние забавы», «Животные», «Птицы», «Одежда»;
- формировать общую моторику и координацию;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое и вербальное мышление;
- закреплять умение подбирать определения к заданным существительным;
- развивать навыки составления сложноподчиненных предложений;
- сформировать умения составлять описательный рассказ с использованием разных типов предложений (простых и сложных) с опорой на схематичные изображения;
- воспитывать чувство взаимопомощи и умения слушать друг друга.
- Ребята сегодня я вам предлагаю отправиться в загадочную страну.
Раз, два, три - места на коврике займи, глазки закрой и замри.
По дорожкам я брожу и внимательно гляжу,
Тук - тук - тук, кто в домике живет?
Просыпайся, улыбайся и в снежинку превращайся.
Са-са-са – летит белая зима, Су-су-су –я в сугробе лежу. Открывай быстрей глаза, Из снежного плена спасай меня. Вставай, отряхнись и на стул садись.
Я вам сейчас прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте, о чем в нем говорится. (Зима. Я. Купала)
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом –
Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одежкой ледяною;
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.
- Может вы догадались, в какую страну мы попали?
Разложить на полу снежинки и снежки.
Составление сложноподчиненных предложений
- Как все непросто в этой стране, сможете ли вы мне объяснить почему?
- Утром кругом было белым-бело, потому что …
- Люди одеты в теплую зимнюю одежду, потому что…
- Лисе и волку зимой трудно найти себе добычу, потому что …
- Дети любят зиму, потому что ….
- А сейчас вам предлагаю поиграть.
Раз-два-три-четыре-пять (разгибаем по очереди пальчики, сжатые в кулак, Мы пошли во двор гулять (указательными и средними пальцами изображаем "человечка" и шагаем). Бабу снежную лепили (имитируем лепку снежка, Птичек крошками кормили (складываем пальцы щепоткой, С горки мы с тобой катались (указательным пальцем одной руки проводим по ладони другой, А еще в снегу валялись (поворачиваем ладони то внешней, то внутренней стороной). Все в снегу домой пришли (отряхиваем руки! Суп поели (изображаем, как подносим ложку ко рту, Спать легли (прикладываем сложенные ладони к щеке).
Расширение и пополнение словаря
Д/ игра: «Скажи какой?»
Снег какой?
Мороз какой?
Работа со схемой
Ребята сегодня на занятии мы с вами превратимся в писателей и будем учиться составлять рассказ о зиме, в этом нам поможет вот такой плакат.
На этом плакате мы видим схематичные изображения. Давайте разберемся, о чем нам говорят эти символы.
1. Этот рисунок подсказывает вам, какая продолжительность дня и ночи в это время года. Сейчас у нас ночь длиннее дня.
2. Здесь изображено небо. Какое оно сейчас? Его нужно описать : хмурое, пасмурное, облачное или наоборот погода хорошая и светит солнце. Ведь зимой тоже светит солнце.
3. Следующая картинка нам подсказывает, что нужно рассказать о изменениях которые произошли с земным покровом, что мы видим вокруг: мерзлую землю или снег укрыл все теплым покрывалом и намело высокие сугробы.
4. Опираясь на четвертое изображение, нужно рассказать какие изменения произошли в растительном мире. Что произошло с кустами и деревьями : деревья спят, они голые или на них лежит снег.
5. На следующей схеме изображено животное, значит, мы кратко рассказываем о жизни животных в зимний период: впали в спячку или нет и какие из них.
6. Смотря на это изображение, мы рассказываем о птицах, которые остались зимовать.
7. Изображение вешалки указывает нам на то, что можно рассказать о том какую верхнюю одежду, обувь и головные уборы носят люди зимой.
8. Последняя картинка подсказывает нам, что нужно рассказать о любимых играх и забавах в зимний период.
Составление описательного рассказа о зиме
Примерный рассказ по опорной схеме.
Вот и наступила зима. Дни становятся все короче, а ночи длиннее. Выпал белый пушистый снег и укутал всю землю снежным одеялом, засыпал деревья, дома, улицы. На улице морозно, дует холодный ветер. А в лесу тихо и спокойно. Спит земля под снежным покрывалом. Снегом укутаны деревья, скованы льдом реки и озера. Многие звери впали в спячку, сладко спит в своей берлоге медведь. Лишь голодный волк да рыжая лиса бродят по лесу в поисках добычи, но зайчика им сейчас сложно поймать, он сменил свою серую шубку на белую. Перелетные птицы давно улетели, а те, что остались зимовать прячутся от холода, лишь хорошо видны на белом снегу снегири да синички. Люди достали зимнюю одежду, обувь, теплые шапки и рукавицы. Ах, как хорошо зимой. Наконец-то можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах и коньках, строить снежную крепость и лепить снеговика. (Все дети занимают места на ковре и закрывают глазки)
(Ребенок отвечает)
(Дети расходятся по группе)
)
(Дети садятся на стульчики)
Дети слушают стихотворение.
(Снежная страна, зимняя страна, страна Снежной королевы)
(Дети продолжают предложения, объясняя почему.)
(наступила зима, ударили морозы, ночью шел снег и т. д.)
(на улице морозно, холодно, кругом лежит снег и т. д.)
(многие звери впали в спячку и их не отыскать под толстым слоем снега, снег заметает следы зверей, заяц сменил серый мех на белый…и т. д.)
( зимой можно играть в различные зимние забавы: лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на коньках, санках и лыжах, строить снежную крепость; зимой наступает праздник «Новый год» и Дед Мороз дарит всем подарки и т. д.)
Дети могут дополнять ответы друг друга.
Пожать плечами.
Лепим и бросаем.
Катаем ком, лепим.
Имитация движений.
Ноги пружинят, руки. отталкиваются.
Руки за спину, скользящий шаг.
Сидя на полу, поднимаем, опускаем колени, руки держат веревку
Шагаем маршевым шагом.
(дети передают мяч по кругу, добавляя прилагательные)
(белый, белоснежный, блестящий, серебристый, холодный, рыхлый, глубокий, грязный)
(снежная, холодная, морозная, студеная, русская, теплая, продолжительная, запоздалая, голодная….)
(сильный, крепкий, лютый, трескучий, жестокий, легкий)
Рассматривают опорную схему для составления рассказа.
Слушаем 3-4 рассказа по желанию детей.
Заключительный этап (2-3 минуты)
Рефлексия закрепить полученные знания Вот какая удивительная у нас зима! Что мы сейчас делали? Что вам больше всего понравилось? Что было сложно для вас? Получилось ли составить рассказ? Понравились вам рассказы, которые вы составили? Чем именно? Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. А чтоб вы лучше запомнили, о чем мы сегодня с вами говорили, я хочу подарить вам раскраски. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах. До свидания. Дети отвечают на вопросы.