Безрукова Руслана Шамильевна
Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с ними поздороваемся. Молодцы! А сейчас мы поиграем пальчиками:
Стучат все громче дятлы, синички стали петь
Встает пораньше солнце, чтоб землю нашу греть
Бегут ручьи под горку, растаял весь снежок,
А из под старой травки, уже глядит цветок.
Раскрылся колокольчик в тени, там, где сосна
Динь-динь, звенит тихонько, динь-динь пришла весна.
Молодцы! Ребята, недавно, перебирая книги, я наткнулась на томик стихотворений И. Бунина. И одно из стихотворений мне так понравилось, что сегодня мне захотелось и вам прочитать это стихотворение. Послушайте!
Бушует полая вода,
Публикация «Составление описательного рассказа по картине А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
Шумит и глухо, и протяжно
Кричат и весело, и важно.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковее греет
В затишье гумен и дворов.
А каком времени года повествует поэт? (ответы детей). Конечно, его стихи посвящены самому замечательному и удивительному времени года-весне. Как образно поэт рассказал нам о весне.
Скажите, ребята, а существует ли еще, кроме слов, способ запечатления и передачи красоты весенней природы? Как художник может выразить свое отношение к происходящим изменениям в природе? (Ответы детей).
Да, художник, с помощью красок, цветового решения может навсегда запечатлеть какой-то отрезок времени. И я приглашаю вас сегодня в картинную галерею на выставку одной картины. А помогут нам туда попасть воздушные шары. Возьмите каждый по воздушному шару. Надуйте шары (глубокий вдох носом, выдох ртом) и перенесемся на свои места. Садитесь: спины прямые, ноги вместе, руки на коленях. Ребята, вместе с нами на выставку я пригласила специалистов: орнитолога, метеоролога, ботаника и фотографа. Они помогут нам в изучении картины.
Посмотрите внимательно на экран. Художник Алексей Кондратьевич Саврасов написал эту картину очень давно. Он изобразил на ней скромную русскую природу весной. Всмотритесь.
Какое название дали бы вы этой картине? (ответы детей)
А художник назвал эту картину «Грачи прилетели». После долгой зимы просыпается под солнечными лучами земля, тает снег, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освободившись от зимнего сна.
Что интересного увидел и запечатлел художник на своей картине?- (прилет грачей).
А какая весна, ранняя или поздняя (ответы детей). Да, недаром говорят: грач на горе - весна на дворе. Увидел грача, весну встречай.
Ребята, а вы знаете, чем отличаются птицы от животных? Тогда помогите мне закончить предложения.
У птиц есть крылья, а у животных нет (крыльев)
У птиц есть гнезда, а у животных нет (гнезд)
У птиц есть клювы, а у животных нет (клювов)
У птиц есть перья, а у животных нет (перьев)
У животных есть зубы, а у птиц нет (зубов)
Молодцы! Вернемся к картине. Ребята вы правы, художник изобразил на переднем плане грачей. Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.
Расскажите о грачах. Какие они, что делают? А понять поведение птиц нам поможет орнитолог-человек, который занимается изучением жизни птиц (рассказ орнитолога-ребенка). Спасибо.
Расскажите о березах на переднем плане картины. Какие они? Поможет нам ботаник, специалист, занимающийся изучением деревьев. (Рассказ ребенка).
Почему они выбрали именно эти? - (ветки на березе толстые, упругие, гнезда надежно прикреплены. Когда распустится листва гнезд не будет видно в кроне деревьев).
А что виднеется вдали за березами? - (деревянные постройки, прижавшиеся друг к другу старые избы. А за ними сельская церквушка).
Ребята, а есть ли солнце на картине? Как вы догадались?А прокомментировать мы попросим специалиста-метеоролога. О чем говорят наблюдения за погодой в начале марта? - ( ребенок: солнце на картине еще неяркое, ленивое. Оно скрылось за облаками, но чуть-чуть просвечивает, облака желтоватого цвета. Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Они пушистые, хмурые, задумчивые).
Ребята, расскажите, каким вы видите снег на картине? (потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим).
А где на картине снег почти растаял? (на полях)
Как вы считаете, почему грачи выбрали это место для гнездования (здесь спокойно, тихо, это окраина села. Рядом поля, значит, будет пища).
А если бы мы оказались там, в этом местечке, сейчас, чтобы вы могли увидеть, услышать, почувствовать? (Увидеть, как грачи заботливо ремонтируют свои гнезда, услышать птичий гомон, почувствовать прохладу, свежесть весеннего воздуха, запах талой земли).
Какое настроение передает картина? Чем она вам нравится?- (Легкая печаль по уходящей зиме; радостно, светло, но немного грустно). Посмотрите, как мастерски передает художник состояние природы весной; радость птиц, вернувшихся на родину. Он показал нам не очень броский уголок России, но для грачей самый дорогой.
Послушайте! Художник Левитан писал об этой картине : «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете хорошую душу художника, которому все это дорого и близко сердцу»
А теперь я предлагаю вам физминутку:
Вот на ветках грачи, не кричи (указательный палец на губы)
Черные сидят грачи (присели)
Разместились в гнездышке (показать руками гнездо перед собой)
Распушили перышки (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке (погладить себя по рукам)
Головой вертят (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят (руки в стороны, взмах)
Кыш-кыш-кыш. Улетели (хлопки, руки в стороны, бег на носочках, летают)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнезда сели (присели).
Вокруг себя обернись, в ребяток снова превратись.
Пока мы играли, наш фотограф принес фотографии с выставки картины. И я предлагаю вам составить описательный рассказ, а помогут вам в составлении вот эти фотографии-модели. Они помогут вам вспомнить, какое время года изображено на картине, что происходит со снегом и почему? Что делают птицы?
Дети составляют рассказ, используя предложенные модели. Примерно так:
Наступила ранняя весна. Небо серое, хмурое; затянуто темными тучами. Иногда проглядывает солнце, и снег начинает таять. Стали появляться проталины. Первыми прилетели грачи. Они расселись на старых, кривых березах. Ремонтируют свои старые гнезда. Птицы радостно кричат, радуясь возвращению.
10-11 карточки-модели дети отвечают на вопрос: «Что бы мы могли почувствовать и услышать, находясь там?» Какое настроение вызывает картина?
Ребята, вы все сегодня молодцы! У вас получились очень интересные рассказы. А я хочу подарить вам маленькую копию картины «Грачи прилетели», чтобы вы дома познакомили своих родителей и составили увлекательный рассказ.