Алена Юрьевна Селиверстова
Внеурочная деятельность в начальной школе «Музей в твоем классе. Знакомство с творчеством А. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- учить анализировать произведения изобразительного искусства на примере картины А. Саврасова «Грачи прилетели» : видеть то, что изображено и реконструировать то, что вышло за рамки изображения, развивать творческую фантазию, воображение, внимание.
Задачи:
- познакомить школьников с творчеством А. Саврасова и его картиной.
Публикация «Внеурочная деятельность в начальной школе „Музей в твоем классе, Знакомство с творчеством А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Грач, грачи. Все о грачах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- учить находить на картине указанные детали, а затем и самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения.
- учить выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. (Если дым из труб поднимается вверх, значит.); объединять разрозненные впечатления в целостную картину морозного дня.
- развивать умения выражать в устных высказываниях эмоциональный опыт переживания от соприкосновения с живописной картиной.
Оборудование: пособие «Музей в твоём классе», лупы, малые рамки, презентация к занятию по картине, интерактивное пособие «Музей в твоем классе», птицы вырезанные, цв. карандаши, клей, ватман с деревом.
Ход занятия:
-Здравствуйте, дорогие гости. Здравствуйте дети!
-У нас – путешествие в музей.
- А что такое музей? (ответы детей)
- зачем люди ходят в музей (ответы детей)
- Какую цель мы ставим перед собой, отправляясь в музей? (познакомиться с картиной)
Выходят два ученика:
Еще не утихли метели.
Еще не проснулись ручьи.
Но в город грачи прилетели.
– Грачи прилетели! Грачи!
Расселись они на берё зах:
Шумят, суетятся, кричат…
Спешат обустраивать гнёзда,
Чтоб высидеть к маю грачат.
Какое повсюду веселье!
Едва опустившись с высот,
Как будто букетик весенний,
Грач веточку в клюве несёт.
И с новой надеждой и верой
Посмотрит вокруг человек:
На мутное небо и серый,
Слежавшийся мартовский снег.
Репродукции на столах перевернуты.
-Как вы думаете, что будет изображено на картине? Ответы детей.
- Переверните картину. Можно ли на самой картине обнаружить, кто ее написал. В каком году? Найдите все эти сведения на поверхности холста: воспользуйтесь лупой. Один ученик находит по интерактивной доске.
–Чья фамилия, имя и отчество здесь размещены? (художник Алексей Кондратьевич Саврасов)
- Хочется ли вам узнать немного об этом художнике?
Рассказ о художнике (Соловьев Андрей)
Алексей Саврасов увлекался живописью с детства. Уже в 19-летнем возрасте он был художником, которого знали в кругах петербургской интеллигенции и даже называли «надеждой русского искусства». Художник создал особый жанр русского пейзажа: он писал русскую природу, в окружении которой живет обычный человек. Позже Саврасов преподавал в Московском училище живописи и воспитал целое поколение именитых отечественных художников.
1)- Прочитайте название картины. («Грачи прилетели»)
3)Что вы можете увидеть на этой картине (Ответы детей)
-Давайте войдём в мир, созданный художником.
-Какое время года изображено на картине (На картине А. К. Саврасова изображена ранняя весна)
-Как вы догадались, что вам позволило понять это? (Это подтверждает тот факт, что грачи уже вьют свои гнезда на березах. Снег еще не везде растаял, но, кажется, что уже совсем скоро природа оправится от долгой зимней спячки)
-У подножия берез лежит снег, на который деревья отбрасывают тени, но он уже прогрелся под лучами солнца и скоро растает.
-Найдите грача, который нашел материалы для своего гнезда (Возле одной березы грач нашел материалы для строительства своего гнезда. (Дети находят с помощью луп, один ученик по интерактивной доске).
-А мы должны помогать птицам как зимой, так и ранней весной. Почему? Что еще мы должны делать для птиц? (делать кормушки и подсыпать им еду) -А беречь птиц мы должны? Почему? Ответ Горохов Рома (Благодаря тому, что они поедают насекомых и растительность, они напрямую оказывают услугу живой природе, не давая мелким существам заполонить Землю. Например, без них вся планета была бы непроходимой из-за огромных туч насекомых. Также значение птиц в природе и жизни человека выражается в том, что они поедают мелких грызунов, контролируя их численность)
-Какие краски использует художник, чтобы сделать снег более реалистичным? (Для того, чтобы сделать снег более реалистичным, художник использует великое множество оттенков. Здесь и белый, и серый, и желтый, и коричневый, и даже сиреневый)
-А сейчас вы немного отдохнете и Вика проведет с вами интересную, весеннюю зарядку.
Физминутка:
Солнце солнце высоко (на цыпочках тянем руки вверх)
Нам от солнышка тепло (поглаживания по лицу)
Тает снег от лучей (приседаем)
Звонко побежал ручей (бег по кругу)
Вы за ручейком бегите
Лужи все перешагните (ходьба по кругу)
Отдохнули? Присаживайтесь.
-Вдали виднеется прекрасный пейзаж. Почти вся земля уже видна. Лишь на небольшом участке все еще лежит снег. На линии горизонта, как будто в тумане, расположен лес.
-Давайте подробно рассмотрим тот уголок села, который написал художник. Это самая окраина.
-Перечислите все деревянные постройки. Есть ли среди них жилой дом? Подтвердите, что в нем живут люди? (Идет дым из трубы, находят с помощью луп и на интерактивной доске). Тут есть и сарай и хозяйственная постройка правее сарая.
- А теперь давайте рассмотрим церковь и колокольню, возьмите лупу. С того места, где стоял художник, видны только три купола, но это пятиглавый храм. Стена которою мы видим, поделена на три части. Убедились? На одной из частей видно большое вертикальное окно. Нашли его? Прямо под крышей в полукруглых углублениях видны следы росписей.
Практическая часть
-Ребята, давайте пригласим несколько видов птиц, которые возвращаются из теплых стран к нам, создадим весенней настроение, и посадим их на дерево, которое расположено на доске.
-Итак, у вас на столах лежат птички им нужно помочь найти свой дом, как на картине, куда мы их можем поселить (на дерево) и раскрасим их. Давайте это сделаем! Дети раскрашивают и приклеивают птиц к ватману на доске под песню про птиц. Молодцы ребята, наши птички нашли свой домик!
Рефлексия: кто сегодня захочет поделиться своими впечатлениями от картины с родителями и друзьями.
Итог: Ребята, что вас особенно заинтересовало и понравилось на уроке?
Выходит ученик:
На дворе стоит весна!
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна
Вся природа. Даже лужи
Не покроет лёд за ночь,
Гонит солнце зиму прочь!
Набухают соком почки,
И зелёные листочки
Скоро в струях ветерка
Заиграют! А пока
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!
Всё! Закончились морозы!
Распускаются мимозы!
Давайте и нашим гостям сделаем приятно, и подарим немного весеннего настроения (дарят птиц)
Спасибо вам, ребята, за работу на занятии. Спасибо нашим гостям, что пришли в гости! Наше занятие окончено.