Ватолина Любовь
Составление описательного рассказа об игрушке с использованием мнемотаблицы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития речи детей старшего возраста с использованием разных технологий.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о разных игрушках
- учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе об игрушках;
- формировать грамматически правильную речь; умение согласовывать существительные, прилагательные, глаголы;
- обогащать речь детей определениями;
Развивающие:
Темочки:
- Игрушки
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Развивать умения составлять рассказ об игрушке, используя мнемотаблицу;
— развивать творческие способности детей, понимание речи окружающих, фонематический слух, память, внимание;
Воспитательные:- воспитывать у детей доброе, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Предварительная работа:
Заучивание стихотворений и пословиц об игрушках;
Материалы и оборудование: картинки игрушек древности, старины и современности; 4 картинки с изображением материала (дерево, пластик, резина, ткань); игрушки из разных материалов для составления описательных рассказов; зашифрованные с помощью картинок поговорки; мнемотаблица для составления описательного рассказа об игрушках.
Ход
1. - Ребята, вы хотите узнать, о чем пойдет речь на занятии? Для этого вам нужно отгадать загадку.
Ребята, вот мы подошли к теме нашей занятия. Сегодня мы поговорим о наших игрушках.
- С самого рождения у каждого из вас появляются игрушки, но самая первая из них какая, угадайте:
Тронешь - сразу загремит
И младенца удивит.
Что за яркая игрушка? -
Для малышки. (погремушка)
2. Рассказ воспитателя, сопровождающийся показом картинок с изображением тех игрушек, про которые рассказывает или показом слайдов.
- Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности тоже была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Матери напевали колыбельные песни, постукивая этими погремушками. Считалось, что своим шумом они отгоняют злых духов от ребенка.
- Древние русские игрушки появились еще IX в. Их делали из дерева и глины, называли - потешки. Это были - деревянные кони, коровы, олени, лебеди, птички и другие предметы. Их использовали и для игр, и в качестве талисманов. Например, русская традиционная кукла-зерновушка, которую дарили на праздники, связанные с урожаем.
- Самые первые фигурки животных вырезали из кости, а позднее изготавливали из дерева, глины или металла. Игрушки шили из тканей или плели из волокна, изготавливали из любых подходящих подручных материалов. Были известны игрушки с подвижными частями тела, которые делали с самых давних времен. Они приводились в движение с помощью простого веревочного или проволочного механизма.
- Раньше к игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а хранили в специальных корзинах или сундуках. Мало того, игрушками не только играли, они участвовали во многих обрядах: почитание умерших предков, поклонение древним богам, а также выступали оберегами.
- В наше время игрушки делают на специальных фабриках. Это яркие, современные игрушки, которые умеют разговаривать, петь, прыгать, взлетать, самостоятельно ездить. Их изготавливают из самых разных материалов, каких? (Дерева, пластика, железа, резины, ткани, кожи, бумаги, глины, теста).
- Ребята, представьте, если бы не было игрушек. (Ответы детей.)
- Игрушки украшают нашу жизнь, делают её интересной и веселой. Игрушки нас учат, развивают, помогают. Как надо относиться к игрушкам? (Бережно, всегда ставить на место).
3.- Давайте подойдем к столу, на котором разложены игрушки. Посмотрите, какие игрушки у нас в гостях. Они одинаковые?
(Нет, сделаны из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. С ними можно поиграть в разные игры).
Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, потрогайте. Определите из какого материала сделана это игрушка. Определили? Давайте по очереди расскажем, из чего сделана игрушка в ваших руках.
Мишка какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, легкий);
Матрёшка какая? (деревянная, расписная, маленькая, весёлая);
Мячик какой (круглый, резиновый, маленький, красный);
Кукла какая? (красивая, интересная, пластмассовая, нарядная);
Машинка какая? (новая, железная, синяя, скоростная);
Кубик какой? (красный, твердый, деревянный) и т. д.
- Молодцы, ребята! А теперь давайте расселим игрушки по их домикам.
4. (Дети раскладывают игрушки по «домикам». На каждом столе стоит картинка с материалом. Дети распределяют деревянные игрушки – на стол с изображением дерева, пластиковые – из пластика и т. д).
Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил.
5. Физкультминутка «Мои любимые игрушки»
Неваляшка, посмотри,
Хоть куда её нагни.
(Наклоняясь сделать выдох, выпрямляясь- вдох.)
Встанет снова прямо,
Так она упряма.
(Наклоны в стороны по 3раза, вперед-назад по 3раза.)
Закружилась юла, завертелась,
Слишком быстро не крутись,
(Круговые вращения туловищем 3раза в одну сторону, 3 в другую.)
Хватит, все остановись.
Наш веселый звонкий мяч,
Снова он помчался вскачь.
(Подпрыгнуть 5 раз.)
Кукла Катя вдруг пошла,
Тянет руки к нам она.
Говорит пора играть,
Я устала вас тут ждать.
(Поднять правую ногу и левую руку, затем наоборот.)
Чтобы с шариком играть,
Надо шарик надувать.
(Ладошки рук на животе. При вдохе надуть живот, при выдохе втянуть живот в себя. 4 раза.)
6. - Ребята, посмотрите, перед вами мнемотаблица (на доску вывешивается мнемотаблица).
Она поможет вам рассказать о своей игрушке. Мы с вами уже учились рассказывать по мнемотаблицам. Что мы расскажем сначала об игрушке? Потом? Правильно, сначала мы скажем название игрушки, её цвет, форму и величину, материал из чего сделана, части игрушки, какая она на ощупь и как с ней можно играть. Попробуем рассказать о ней. А чтобы было вам легче, смотрите на таблицу.
(Воспитатель вызывает по одному ребенку, для составления описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу)
Пример: Моя любимая игрушка – это плюшевая собачка. Она коричнего цвета, с белым пятном на грудке. Она небольшая, пушистая, сшита из меха, а внутри неё синтепон. У нее есть круглые черные глазки, маленький черненький носик, длинные висячие ушки, короткие мягкие лапки. На ощупь она очень мягкая, поэтому я люблю с ней спать. А ещё я люблю с ней играть: кормить её, водить на прогулку, укладывать спать.
7.Работа с пословицами.
- Ребята, мы с вами знаем пословицы и поговорки об игрушках. Я предлагаю вам сейчас их вспомнить.
Пословицы все зашифрованы с помощью рисунков, я предлагаю их вам расшифровать.
В каждой избушке свои погремушки.
Кошке игрушки, а мышке слёзы.
Юн – с игрушками, стар – с подушками.
Молодцы, ребята! А вы знаете как нужно обращаться с игрушками?
Ребенок.
Пусть игрушки дружат с нами.
Обижать их мы не станем.
Поиграем, а потом
Все на место уберем
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят когда их ломают.
8. Рефлексия.
Ребята, расскажите чем сегодня мы занимались? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали? А что-то было для вас сложным? Мне понравилось, какие интересные рассказы вы составили о своих любимых игрушках с помощью мнемотаблицы.