Екатерина Кортенко
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о зиме по схеме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе : «Составление описательного рассказа о зиме по схеме»
Кортенко Екатерина Александровна
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе : «Составление описательного рассказа о зиме по схеме»
Программное содержание:
• Продолжать учить детей составлять рассказ с опорой на схему.
• закрепить представления детей об основных признаках зимы;
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
• упражнять детей в подборе эпитетов к словам;
• упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;
• закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
• развивать умение согласовывать движения с речью;
• закрепить умение образовывать уменьшительную форму существительных;
• упражнять в согласовании существительного с числительными;
• развивать слуховое внимание, память и логическое мышление.
• воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Организационный момент.
Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, но сделаем это особенно, чтобы наши гости запомнили таких хороших детей.
Подвижная игра «Поезд» :
Поезд мчится. Он спешит.
Он колесами стучит.
Он гудит : «Ту-Ту! Ту – Ту!
Прибываю в Воркуту». (Дети идут по кругу друг за другом, положив руки на плечи стоящему впереди).
Все быстрее поезд мчится.
Он стрелой летит, как птица. (Бегут по кругу, положив руки на плечи стоящему впереди).
Виден город впереди. (замедляют бег).
Кто приехал? Выходи! (Останавливаются).
Ребята, а теперь послушайте загадку и попробуйте отгадать ее!
Введение в тему:
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Ой, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как же он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Мама ему сказала, что зимой он должен спать, но что зимой бывает, ему хочется узнать.
Мы ему поможем?
Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?
Посмотрите, он принес с собой ведро, а там снежинки. Медвежонок предлагает нам поиграть с ними. (достаю из ведерка снежинку, на ней задание:
Снежинка № 1
Вот вам первая снежинка
И на ней задание.
Вы скажите мне друзья,
А какая бывает зима?
(Дети встают в круг).
Воспитатель задаёт вопрос, бросая мяч:
Зима какая? - холодная, суровая, лютая, вьюжная, морозная, злая, долгая, длинная, сказочная, волшебная, красивая.
- снег какой? - белый, холодный, рыхлый, пушистый, сверкающий, искристый, воздушный, блестящий, хрустящий.
- мороз какой? - сильный, трескучий, злой.
- снежинка какая? - красивая, маленькая, ажурная, белая, лёгкая, мохнатая, пушистая, красивая, прозрачная, холодная.
Чем покрываются реки и озера?
- лёд какой? - холодный, прозрачный, бьющийся.
-как ведут себя зимующие птицы?
-что происходит в жизни диких животных?
-что делают дети на прогулке?
-Молодцы, вы знаете много о зиме.
Снежинка № 2
«Так бывает зимой?». Взрослый произносит слова и словосочетания по очереди, дети хлопают, если это бывает зимой, и стоят спокойно если нет.
Слова для игры: снегопад, метель, цветут цветы, идёт дождь, мороз, солнце, лёд, вьюга, снежинки, жара, падают листья, кругом сугробы, снеговик, горка, спеют ягоды.
Снежинка № 3
Игра “Назови ласково» с мячом.
- Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег - снежок Сосулька – сосулечка
Мороз - морозец Дерево - деревце
Ветер - ветерок Горка – горочка
Лёд - ледок Холод - холодок
Зима - зимушка Санки – саночки
(садятся)
Снежинка № 4
Мишка хочет, чтобы мы рассказали ему о зиме, а поможет нам в этом схема.
(Выставляется схема)
Мы расскажем по каждой картинке и у нас получится интересный рассказ.
Беседа по вопросам:
Какое небо зимой? (пасмурное, холодное, серое, хмурое). Что происходит с реками зимой?
Часто ли идет снег?
Что мы можем сказать о солнце зимой? (холодное, светит, но не греет. День короткий, а ночь длинная.).
Какие природные явления отмечаются зимой? (гололед, метелица).
Чем покрыта земля?
Что происходит зимой с деревьями? (они отдыхают, спят, укрывшись снегом, а елки стоят зеленые).
Чем покрыты реки и озера?
Как ведут себя зимующие птицы?
Что происходит в жизни диких животных?
Дети, скажите мне какая погода зимой. (Холодная, снежная, вьюжная.)
На улице холодно, как одеваются зимой люди, чтобы не замерзнуть? (Одевают зимнее пальто и шубы. Теплые шапки, варежки и шарф. Обувают валенки и теплые сапоги.)
Как можно играть детям зимой?
(Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Зимующие птицы не бояться снега, но им бывает холодно. Поэтому птицам надо помогать. Вешать кормушки и подкармливать их. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков). Зимой отмечают самый радостный и веселый праздник – новый год.)
А теперь будем составлять рассказ, а схема нам поможет.
1) Рассказывают 6 детей - каждый по одной картинке.
2) Рассказывают 2 детей, каждый по 3 картинкам.
3) Ребенок рассказывает только по заданной картинке, которую ему обозначил другой ребенок.
- Дима, о чем бы ты хотел, чтобы рассказал Максим?
Физминутка
Маленький кролик, пушистенький кролик (скачут по кругу, сделав «ушки» из ладоней и двигая ими вперед - назад)
Всех нас смеяться заставил до колик: (останавливаются, держаться за животики.)
Прыгал за белкой, за уткой скакал (сначала прыгают на прямых ногах, затем вприсядку,
Лапкой тюльпан поднимал, как бокал (останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу,
Ах, как смешно его уши торчали! (делают уши из ладоней.)
Мы хохотали, души в нем не чая (опять держатся за животы,
Но, на опушке заметив лесу (смотрят из – под руки,
Он подмигнул нам и скрылся в лесу. (подмигивают, разбегаются).
4) Слабый ребенок рассказывает вместе с воспитателем. Прием совместного рассказывания.
- Настя очень хочет тоже рассказать, а я ей в этом помогу.
- Теперь Медвежонок знает, какая бывает зима. Ребята, вы очень много рассказали о ней.
А за то, что вы помогли медвежонку, он хочет угостить вас снежными комочками, вот он сколько налепил (в ведерке лежат снежки)
-Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть, грязный)
- Не расстраивайтесь, ребята, у нас осталась еще одна снежинка с заданием, мы сейчас выполним его и снежные комочки превратятся в сладкие.
Снежинка №5
Игра «Посчитай снежинки»
Вместе с детьми считаем снежинки, согласовывая существительное снежинка с числительными.
Одна снежинка,
Две снежинки,
Три снежинки,
Четыре снежинки,
Пять снежинок.
(снежные комочки превращаются в сладкие)
-Спасибо вам, ребята. Это Веронике, она хороший рассказ составила, это Артему, он полными предложениями отвечал и т. д.
-А Медвежонку пора в лес, спать до весны.