денисова ольга
Составление дошкольниками рифмованных текстов
Для нормального развития личности необходимо переживание ситуаций успеха. Человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни.
Развитая связная речь – одно из важнейших условий успешного обучения ребенка в детском саду. Поэтому появилась проблема – как создать условия для успешного освоения детьми пассивного словаря в словотворчестве. Для ее решения необходимо найти адекватные дидактические средства.
Публикация «Составление дошкольниками рифмованных текстов» размещена в разделах
В современной системе образования четко обозначилось противоречие: общество предъявляет новые требования к речевому развитию детей, но при этом состояние речевого развития детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Поэтому необходимо искать новые формы и методы работы в данном направлении.
Были выявлены и апробированы игровые упражнения по активизации способностей детей рифмовать слова и фразы. Мы предлагаем для развития словесного творчества детей использовать лимерик.
Лимерик – это короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812-1888). А можете ли вы ответить на вопрос: С каким видом поэтических произведений в русском народном творчестве схожи лимерики?
Лимерики схожи с частушками. Ведь частушки, как вы сами знаете, это наши народные забавные песенки. Также лимерики похожи на авторские стихотворные – небылицы Корнея Чуковского, например:
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.
Хотелось бы Вас познакомиться с характеристикой лимерика:
Я напомню, что, лимерик — это стихотворение из пяти строк, которое рифмуется следующим образом :
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется или рифмуется с первой.
По содержанию лимерик строится по следующей модели:
1 строчка Жил – был (объект)
2 строчка Сравнение или указание на свойство объекта
3 строчка Действие или взаимодействие с другими объектами
4 строчка Действие или взаимодействие с другими объектами
5 строчка Вывод (утверждение или мораль)
Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.
Жила-была разноцветная птичка
Похожа на мягкую рукавичку.
Червячков она кушала
И весёлую музыку слушала.
Вот какая задорная птичка!
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже с 3 летнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности. И содержит несколько этапов.
1 этап. «Ищем подарки Тетушки Рифмы».
Договаривание последнего слова в строке. Чистоговорки
Примеры заданий
Са-са-са – укусила в нос оса.
Су-су-су – мы увидели лису.
Се-се-се – скачет белка в колесе.
Со-со-со – укатилось колесо.
Но-но-но – мама вымыла окно.
На-на-на – светит яркая луна.
Ну-ну-ну – зайка прыгает к окну.
Не-не-не – едет Ваня на коне.
В ходе работы необходимо обратить внимание на то, что ударение в последнем слове падает на последний слог. Проговаривать рифмовки следует так, чтобы дети почувствовали ритмический рисунок. Рифмовки можно прохлопать, протопать.
.2. Игра “Доскажи словечко”.
Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.
Ход игры: Воспитатель читает детям стихотворный текст, и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.
Пример:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица. (грач).
Она весну встречает –
Сережки надевает.
А платьице – в полоску.
Ты узнаешь.? (березку)
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт,
Слышишь топот шустрых ноже
Это наш приятель. (ежик) Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
3. Договаривание хором рифмующихся слов в стихотворении.
Работа ведется на основе загадок-складок.
Примеры загадок
Умываюсь утром рано я водою из-под … (крана).
Вот потеха, так потеха: вторит все за нами … (эхо).
Тому, кто не умеет петь, на ухо наступил… (медведь).
Сильно плачут все вокруг, если мама чистит… (лук).
2. Этап. «Рифмуем слова».
Использовать игровые тренинги, способствующие составлению рифмованных словосочетаний
Работа над рифмой «Рифмушки - складушки».
.Нужно предложить детям подобрать к картинке пару так, чтобы они звучали в рифму. Лук – жук
Игра «Складные картинки» (Кольца Лулия)
Цель: учить детей работать с кольцами Лулия; подбирать рифмующиеся слова. Ход: На малом круге в секторе картинки, а к ним мы будем подбирать рифмующиеся слова, которые расположены на большом круге.
3 Этап. «Рифмушки – двухстрочники».
На глазах у детей поставить выбранные детьми картинки с рифмованными словами в конце 2 строк таблицы. Например: в конце первой строки таблицы картинка с изображением корзина, в конце второй строки таблицы - картинка с изображением малина. Воспитатель «читает» вместе с детьми, получившуюся пару. Например: «Жила – была корзина,
В нее собирали малину»
Несколько раз повторить с детьми текст, поменять местами рифмованные слова и делать вариации.
Например: «Жила – была малина,
Ее собирали в корзину».
На этом этапе побуждать детей самостоятельно составлять двухстрочные рифмы на основе картинок или игры слов.
4 Этап. «Работаем по модели – двухстрочника».
Совместно с детьми составить модель двухстрочника.
Жили – были --- имя признака 1 --- объект 1
И был (любое действие) --имя признака 2 --объект 2
Например: «Жила – была ароматная малина,
Собрали ее в большую корзину».
Делать различные вариации на основе модели.
Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя дети объясняют как создать двухстрочную рифмовку.
5 Этап. «Рифмушки - пятистрочники».
На глазах у детей продолжать работу над созданием пятистрочного стихотворного текста по типу лимерика. Побуждать детей объяснять, как составить смешное стихотворение.
Жили – были --- имя признака 1 --- объект 1
И был (любое действие) -- имя признака 2 ---объект 2
И делал то – то, встречал кого – то,
Взаимодействовал –
Получился результат.
Например: «Жила – была красная малинка,
Собрали ее в плетенную корзинку,
Корзинка на крыльце стояла,
Бабочек к себе привлекала.
Вот какая спелая малинка!
Последняя строчка в лимериках, как правило, не рифмуется
. Этап. «Школа стихосочинялок».
С 5 – 5, 5 лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, создают рифмованные тексты с неограниченным количеством строк, любые по содержанию. Иллюстрируют и схематизируют тексты. С 6 лет дети самостоятельно могут научить рифмованию младших детей, могут создать игры для малышей с тетушкой Рифмой.
А теперь мы поиграем и рифмы по -сочиняем!
Мы в рифмы играли – слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем.
Какое возьмём мы с собой
лото рифмы закрепить умение подбирать рифму
Ход игры: дети выбирают себе игровое поле и к нему нужно подобрать картинку так, чтобы они звучали в рифму.
пример : гвоздь – трость, рост, клёст и т. д.
Жили – были --- имя признака 1 --- объект 1
И был (любое действие) -- имя признака 2 ---объект 2
И делал то – то, встречал кого – то,
Взаимодействовал –
Получился результат.
. игра составление стихотворения
Хочется всех вас поблагодарить за умение слушать, умение позитивно общаться, выражать свое мнение. Также хочется выразить уверенность что полученную сегодня информацию вы будете использовать в своей работе с детьми.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сообщение из опыта работы «Составление дошкольниками рифмованных текстов»
Воспитатель: Денисова О. П.