Казначеева Таисия
Варианты экспериментально-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Сертоловский детский сад комбинированного вида №3»
Методическая разработка по теме:
«Варианты экспериментально-исследовательской деятельности для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между величиной объекта, средством измерения и результатом измерения»
Составители: Казначеева Т. Л., Шастун К. В.
Актуальность
Публикация «Варианты экспериментально-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. В ходе работы, мы пришли к выводу, что развитие элементарных математических представлений у детей усваивается лучше и быстрее через опытно-экспериментальную деятельностью.
В педагогической деятельности существует множество технологий. Для нас же более интересной показалась проблемно-исследовательская технология, и мы решили применить ее на практике.
Цель: развитие элементарных математических представлений на основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
Обучающие: формирование представлений о математических свойствах и отношениях, о величинах, количестве, форме, пространстве и времени;
Развивающие: развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сравнение и т. д. ;
Воспитательные: воспитание интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
ВЕЛИЧИНА - одно из основных математических понятий, отражающее идею измерения или исчисления объектов окружающего мира.
Познакомив детей с понятием величины, в старшем дошкольном возрасте мы начинаем знакомить их с понятием измерения величин.
Измерить – это значит дать численную характеристику величине. C этой целью мы используем условные мерки – предметы определённой величины, меньшей, чем измеряемый объект. Использование УМ позволяет детям сделать выводы:
1. Чем больше величина объекта, тем больше результат измерения.
Это - прямая функциональная зависимость между величиной объекта и результатом измерения. (Для сравнения величин необходимо их измерять одинаковыми УМ).
2. Чем больше средство измерения (условная мерка, тем меньше результат измерения и наоборот.
Это - обратная функциональная зависимость между средством измерения и результатом измерения. (Измеряемый объект используется только один)
Этапы руководства Прямая функциональная зависимость между величиной объекта и результатом измерения ИЗМЕРЕНИЕ ЖИДКИХ ВЕЩЕСТВ
Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели
Сегодня у нас будет каша. Как вы считаете, из какой кастрюли, большой или маленькой, мы сможем накормить больше детей?
Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование
Дети предполагают, что из большой кастрюли можно накормить больше детей. Что бы это доказать измерим количество каши в первой кастрюле поварешкой– условными мерками. Затем измерим количество каши во второй кастрюле.
Проведение эксперимента Дети выясняют, сколько поварёшек с кашей в большой кастрюле, сколько в маленькой кастрюле. Воспитатель следит за выполнением правил измерения – поварешки наполняются кашей до мерной линии.
Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога Считается количество поварёшек с кашей из каждой кастрюли. Дети сравнивают их количество
Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей)
ЧЕМ БОЛЬШЕ КАСТРЮЛЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ДЕТЕЙ МЫ СМОЖЕМ НАКОРМИТЬ КАШЕЙ.
Самостоятельная экспериментально – исследовательская деятельность Дети сравнивают по объему различные объекты, использую измерение налитых в них жидких веществ одинаковыми условными мерками
Этапы руководства Прямая функциональная зависимость между величиной объекта и результатом измерения ИЗМЕРЕНИЕ СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ
Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели
У нас есть две банки с крупой, одна большая, другая маленькая и условная мерка- ложка. Ребята решили накормить птичек в кормушках, но не знают какую им взять, чтобы получилось накормить большее количество птичек.
Выдвижение детьми предположений о результатах, их обосновании
Дети предполагают, что большая банка позволит наполнить больше кормушек. Чтобы это доказать, измерим количество крупы в первой банке ложкой– условной меркой. Затем такой же ложкой измерим количество крупы во второй банке.
Проведение эксперимента Дети выясняют, сколько ложек крупы в первой банке, сколько - во второй. Воспитатель следит за выполнением правил измерения –ложка наполняется крупой.
Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога
Считается количество ложек крупы в каждой банке. Дети сравнивают их количество.
Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей)
Чем больше объем банки с крупой, тем больше ложек крупы получится, чтоб накормить птичек в кормушках.
Самостоятельная экспериментально – исследовательская деятельность
Дети сравнивают по объёму различные объекты, используя измерение насыпанных в них сыпучих веществ одинаковыми условными мерками.
Этапы руководства Прямая функциональная зависимость между величиной объекта и результатом измерения ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ВЕЛИЧИН
Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели
Ребята, Маша хочет сшить куклам платочки. У нее есть два лоскута ткани – красный и синий. Из какого лоскута получится больше платочков?
Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование
Дети предполагают, что из красного лоскута получится больше платочков для кукол. Чтобы это доказать, измерим длину красного лоскута условной меркой. Затем измерим длину синего лоскута.
Проведение эксперимента
Дети выясняют, какова длина красного лоскута ткани, и какова длина синего. Воспитатель следит за выполнением правил измерения – условная мерка прикладывается к началу лоскута, делается отметка на другом конце условной мерки, затем мерка прикладывается точно к отметке.
Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога
Считается количество платочков из каждого лоскутка ткани. Дети сравнивают их количество.
Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей)
ЧЕМ ДЛИННЕЕ ЛОСКУТ ТКАНИ, ТЕМ БОЛЬШЕ платочков ДЛЯ КУКОЛ МОЖНО СШИТЬ.
Самостоятельная экспериментально – исследовательская деятельность
Дети сравнивают по длине различные линейные величины (ленты, шарфики, коврики, и т. д., одинаковыми условными мерками
Этапы руководства Обратная функциональная зависимость между величиной объекта и результатом измерения ИЗМЕРЕНИЕ ЖИДКИХ ВЕЩЕСТВ
Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели
Мы ждём гостей. Как узнать, какими чашками, большими или маленькими, мы сможем напоить компотом больше гостей?
Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование
Дети выдвигают разные предположения. Чтобы их доказать, измерим количество компота в графине чашками – условными мерками. Сначала – большими, затем – маленькими
Проведение эксперимента Дети измеряют количество компота в графине сначала большими чашками, затем маленькими. Воспитатель следит за выполнением правил измерения – чашки наполняются компотом до мерной линии
Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога
Считается количество больших чашек компота и количество маленьких чашек компота. Дети сравнивают их количество.
Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей)
ЧЕМ БОЛЬШЕ ЧАШКА, ТЕМ МЕНЬШЕ ГОСТЕЙ МЫ СМОЖЕМ НАПОИТЬ компотом.
Самостоятельная экспериментально –исследовательская деятельность
Дети сравнивают по количеству результаты измерения жидких веществ в различных ёмкостях при использовании больших и маленьких условных мерок
Этапы руководства Обратная функциональная зависимость между величиной объекта и результатом измерения ИЗМЕРЕНИЕ СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ
Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели
Повар решил сварить кашу. Но он не знает каким стаканом быстрее наполнить кастрюлю крупой, большим или маленьким. Поможем повару?
Выдвижение детьми предположений о результатах, их обосновании
Дети предполагают, что большой стакан позволит наполнить кастрюлю крупой быстрее, чем маленький. Чтобы это доказать, измерим количество крупы – условными мерками (стаканами). Сначала большим, затем маленьким
Проведение эксперимент Дети измеряют количество крупы сначала большим стаканом, затем маленьким. Воспитатель следит за выполнением правил измерения
Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога
Считается количество больших стаканов и количество маленьких стаканов с крупой. Дети сравнивают их количество
Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей)
Чем больше стакан, тем быстрее кастрюля наполняется крупой
Самостоятельная экспериментально –исследовательская деятельность
Дети сравнивают по количеству результаты измерения сыпучих веществ в различных ёмкостях при использовании больших и маленьких условных мерок.
Этапы руководства Обратная функциональная зависимость между величиной объекта и результатом измерения ИЗМЕРЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ВЕЛИЧИН
Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели
У куклы одна лента и две полоски длинная и короткая. Какой полоской надо отмерить ленточку, чтобы получилось больше бантиков для куклы?
Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование
Дети выдвигают разные предположения. Чтобы их доказать измеряем ленточку короткой и длинной полосками — условными мерками. Сначала длинной полоской, затем короткой
Проведение эксперимент Дети измеряют ленточку сначала длинной полоской, затем короткой. Дети сравнивают длину.
Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагог
Считают количество длинных ленточек и коротких. Дети сравнивают их количество и считают сколько получится бантиков для куклы
Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей)
ЧЕМ ДЛИННЕЕ ПОЛОСКА, ТЕМ МЕНЬШЕ БАНТИКОВ
Самостоятельная экспериментально – исследовательская деятельность Дети измеряют самостоятельно (стол, стул) условными мерками.