Мария Юрьевна Катина
Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Сопровождение ребенка
с ограниченными возможностями здоровья
(Программа – схема)
1 блок
Сопровождение родителей «особого» ребенка
Индивидуальные консультации матерей (семьи, в перспективе – групповые встречи.
Цель – психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- способствование принятию родителями особенностей своего ребенка;
- совместное планирование перспектив ребенка в воспитании и обучении;
Публикация «Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
- обеспечение родителей дополнительной информацией о способах, приемах, методах коррекционно- развивающего взаимодействия, о центрах психолого-педагогической помощи, о людях, работающих с данной категорией детей.
Литература по теме:
• Мастюкова Е. М. Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М. : Владос, 2003.-408 с.
• Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М. : Гном и Д, 2000. -64 с.
• Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. - М. : Гном и Д, 2000. -160 с.
• Шац И. К. Психологическое сопровождение тяжелобольного ребенка. - СПб. : Речь, 2010. – 192 с.
2 блок
Сопровождение педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальные и групповые консультации педагогического коллектива и других сотрудников детского сада.
Цель – психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса с участием «особого» ребенка.
Задачи:
- информирование сотрудников детского сада об особенностях психологии детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- совместное выстраивание стратегии интеграции детей с ДЦП в коллектив сверстников;
- помощь во взаимодействии взрослого и ребенка с психофизическими нарушениями.
Литература по теме:
• Детский церебральный паралич. Хрестоматия /Составители Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. - СПб. : Дидактика-Плюс, 2003. - 520 с.
• Коноваленко С. В. Детский церебральный паралич: Конструктивная деятельность детей. – М. : Книголюб, 2007. -88 с.
• Устинова Е. В. Психологическая помощь дошкольникам // Специальная психология. ДЦП. – М. : Книголюб, 2007.-120 с.
• Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М. : Владос, 2004.-368 с.
3 блок
Сопровождение непосредственно ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальная, подгрупповая и групповая работа с детьми с особыми образовательными потребностями.
Цель - способствовать развитию личностного потенциала и формированию коммуникативных навыков детей; интеграция детей с ДЦП в коллектив сверстников.
Задачи:
- преодоление стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду;
- развитие коммуникативных навыков и навыков социального поведения;
- формирование позитивного отношения к своему «Я» и к сверстникам;
- воспитание уверенности в себе;
- формирование чувства принадлежности к группе;
- развитие психических функций и эмоционального мира ребенка;
- развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
Литература по теме:
• Левченко И. Ю. Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М. : Академия. 2001.-192 с.
• Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений/ под ред. Петровой Г. Н. – СПб. : Образование, 1995.-92 с.
• Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями // Составители Нэнси М. Джонсон – Мартин и др. – СПб., Институт раннего вмешательства, 2005.-336 с.
• Руководство по раннему обучению // Вып. 1-18. Издательство Санкт- Петербургского Института раннего вмешательства, 2004.
• Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб. : Детство-Пресс, 2003.-160 с.
4 блок
Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Цель – улучшение качества коррекционно-развивающей работы через создание единого образовательного пространства посредством согласования действий всех специалистов, работающих с «особыми» детьми.
Схему взаимодействия специалистов с семьёй ребенка с ОВЗ см. по ссылке
https://my.dnevnik76.ru/files/link/124d84d62314ac20eb8c80cd1aa673cc/