Галина Иванова
Опыты с солнечными зайчиками
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: определить связь между солнечными лучами и солнечным зайчиком.
Задачи: поддержать ребенка в познании окружающего мира и формировании целостной картины мира, вызвать и усилить интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о явлениях природы, провести опыты по созданию солнечных зайчиков.
Метод: слушание, художественное слово, наблюдение, рассматривание, опыты.
Материал: зеркала, предметы с блестящей поверхностью.
Познавательный рассказ
Публикация «Опыты с солнечными зайчиками» размещена в разделах
Летом Шарик, Матроскин и Дядя Фёдор жили в Простоквашино, в большом деревянном доме. Двор возле дома зарос высокой травой, так что Шарик мог в нее прятаться, даже не наклоняясь. Во дворе было несколько сарайчиков, а в самом углу двора стояли большие старые сани.
Но самым интересным для городского мальчика Дяди Фёдора был колодец.
Когда Шарик крутит за ручку, вертится бревнышко, на него накручивается цепь, а на цепи висит ведро с водой.
Поднял Шарик ведро из колодца, вылил воду в другое ведро, отпустил ручку, и начинает ведро падать вниз. Вдруг «плюх» - это ведро в воду упало, зачерпнуло воды, опять его наверх поднимать надо. Крути, Шарик, ручку!
Была у колодца крыша, чтобы в воду не попадал всякий сор, а в крыше дырочка. Светит солнце - от крыши тень на траву падает, а от дырочки светлое пятнышко получается.
Смотрит Дядя Фёдор издалека, и кажется, что на траве копеечка блестит. Смотрит он на эту «копеечку» и вспоминает загадку, которую прочитал в книжке К. И. Чуковского, когда еще маленьким был:
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите, приведите четырнадцать коней,
Пойдите, позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять!
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.
Вдруг вспомнил Дядя Фёдор, что в соседнем доме болеет почтальон Печкин. Все на улице играют, а он один лежит. Скучно.
Вот и говорит Дядя Фё дор:
- Хорошо бы в комнату почтальона Печкина «копеечку» отнести.
- А как ты ее поднимешь? - спрашивает Шарик.
Услышал этот разговор Матроскин, подошёл, достал зеркальце и подставил его под солнечный лучик.
«Копеечка» лежала теперь не на траве, а на зеркальце. Падал на зеркальце солнечный лучик, отскакивал от него и летел прямо к дому почтальона Печкина.
Да вот беда, окно комнаты почтальона Печкина с другой стороны. Задумались: что же делать? Вдруг Матроскин помчался домой и выскочил на улицу со своим маленьким зеркальцем. Встал он возле угла дома, поймал зеркальцем лучик от зеркала Дяди Фёдора и направил его в сторону окна комнаты почтальона Печкина.
Летит от Дяди Фёдора лучик к окну, а там его уже дожидается Матроскин со своим зеркальцем. Подхватил своим зеркалом лучик и направил его в комнату к Печкину.
Летела птичка, посмотрела вниз и увидела двор с колодцем, около колодца Дядя Фёдор с зеркальцем. От его зеркала луч тянется через весь двор к углу дома, где его поймал Матроскин.
Посмотри на рисунок, где изображен двор так, как его увидела птичка, и еще раз проследи, как при помощи зеркал наши любимые герои мультфильма подняли солнечную «копеечку» и унесли ее в комнату к Печкину.
Нарисуй путь зайчика желтым фломастером.
Целый день бегал по стене солнечный зайчик, целый день почтальон Печкин любовался им, целый день стояли Дядя Фёдор с Матроскиным во дворе и держали зеркала. Конечно, их сменял Шарик, когда они уставали, но не уходили.
На следующий день доктор осмотрел почтальона Печкина и сказал: Молодец.
А потом вышел на улицу, где его ждали ребята, и добавил: Нет на свете лучшего лекарства, чем радость и солнышко.
Вопросы к детям.
Что мы видим в зеркальце, когда кто-нибудь направит нам в глаза солнечный зайчик? Почему зеркальце в этом случае слепит?
Если ты повернешь зеркало так, чтобы в нем было видно маму, кого в это время увидит мама в зеркале?
Почему солнечный зайчик может не появиться?
2. Дети повторяют опыт с передачей луча на участке в солнечную погоду от разных блестящих поверхностей, в том числе и от воды.
Воспитатель подводит к выводу – чем более блестящая поверхность, тем лучше она «пускает солнечных зайчиков», а черная матовая поверхность – не пускает их вовсе.
3. Повторение опыта
Очень интересные опыты можно провести солнечным утром, когда в воздухе висит легкий утренний туман. В этом тумане можно легко наблюдать лучи света. Строго говоря, видим мы не сами лучи света, а частички тумана, взвешенные в воздухе и освещенные солнцем. Но не будет слишком большой ошибки, если мы будем говорить о лучах света, которые нам видны в тумане или дымке.
Особенно хорошо виден луч света в дымке, если он направлен нам навстречу. Если вы солнечным и слегка туманным утром направите зеркальцем луч света на ребенка, но не прямо в глаза, а так, чтобы «зайчик» оказался неподалеку от лица, то ребенок отчетливо увидит, как от зеркальца к нему тянется яркий лучик.
Этот опыт выглядит очень красивым, если свет отражается не от зеркальца, а от колышущейся поверхности реки или пруда.
В этом случае видны красивые бегущие по воздуху лучи света, отраженные от воды. Этот опыт также нужно проводить, стоя лицом к солнцу и отраженным лучам.
Задание родителям на выходные с целью закрепления полученных знаний.
Дома эти опыты можно существенно изменить, если у вас есть аквариум и обычный фильмоскоп. Вместо диафильма в рамку фильмоскопа нужно вставить кусочек черной бумаги с отверстием диаметром 3-5 мм. Если теперь включить фильмоскоп, от него протянется тонкий и яркий луч света. Направив его в аквариум, вы хорошо увидите этот луч. Роль тумана здесь выполняет немного мутная вода. Если на пути светового луча в воде поставить зеркальце, будет очень хорошо видно, как, отразившись от зеркала, луч изменит свое направление.
Конечно, лучше всего эти опыты проводить вечером в полной темноте.