Ирина Рыкова
Содержание работы с родителями по проблеме становления самостоятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание работы с родителями по проблеме становления самостоятельности у дошкольников
Из опыта работы педагога
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
При переходе в среднюю группу, дети уже имеют определенные навыки и умения, но часто самостоятельно полностью выполнить какие-либо действия, они еще не в состоянии.
Публикация «Содержание работы с родителями по проблеме становления самостоятельности у дошкольников» размещена в разделах
Дети нуждаются в помощи педагога, родителей. Дети по своей природе активны. Взрослые, в свою очередь, должны развивать эту активность, направлять в определенное русло, а не стараться помочь и закончить начатое дело побыстрее.
В этом возрасте ребенок уже стремится к самостоятельности. «Я сам!» можно услышать от ребенка в одевании. И здесь очень большая ошибка, если начать помогать ребенку, он этого не просит. При раздевании ребенка, родители торопятся на работу и начинают раздевать сами, не учитывая, что ребенок это может сделать сам. Ему просто нужно больше времени для выполнения каких-либо действий.
Во время утреннего приема необходимо родителям приходить пораньше, чтобы спокойно ребенок разделся, попрощался с родителями и в хорошем настроении зашел в группу. Многие родители прислушиваются к нашим советам и даже удивляются, что их ребенок ужу умеет одеваться и раздеваться, узнает свои вещи и складывает их. И родителям необходимо создавать условия схожие с детским садом: это вешалка по росту ребенка; детский стол для игры, рисования и других занятий; выделить полки для личных вещей ребенка, а также, личное полотенце. Тогда ребенку легче использовать навыки и умения, полученные в детском саду. Он без труда будет самостоятельно выполнять различные действия. Но, создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Все действия должны сопровождаться личным примером, как со стороны педагога, так и со стороны родителей.
Желательно, чтобы родители не торопили детей при выполнении каких-либо действий.
Задача родителей терпеливо демонстрировать приемы выполнения и не стараться оказывать помощь. Лучше еще раз подробнее показать и объяснить способы выполнения, только тогда у ребенка сформируются определенные навыки и умения, и только тогда самостоятельное выполнение будет приносить ему радость.
Многие родители отмечают, что ребенок, зная, как правильно нужно мыть руки и умываться стали более аккуратными.
Обучая детей самостоятельности, мы стараемся это делать последовательно. Если взять прием пищи. Мы знакомим детей, в первую очередь, где место ребенка за столом, учитывая, что стол и стул подобран по росту.
Во время приема пищи мы учим детей: как правильно держать ложку, вилку; как правильно принимать пищу. Особое внимание уделяется культуре за столом, учим пользоваться салфеткой.
В начале (в сентябре) многие дети не умели сами кушать, мы терпеливо их учили, докармливали и рекомендовали родителям давать детям самим кушать дома. Пусть подольше, но ребенок отработает этот навык, доносить ложку до рта не разливая еду. В данный момент, в группе у всех детей сформированы навыки и умения приема пищи и самостоятельно это делают.
В закрепление навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В игре можно закреплять различные действия. Играя можно отметить, что дети в игре используют полученные навыки самообслуживания. После игры важно объяснять, почему у каждой игрушки должно быть свое место. Обязательно нужно помогать детям наводить порядок в игровых зонах. Показывать, как правильно и красиво расставить игрушки, усадить кукол, сложить и не перепутать настольные игры. И, когда дети запомнят, где какая игрушка стояла и где ее место, то они с большей радостью будут самостоятельно наводить порядок. И самое главное, чтобы в этом процессе была поддержка родителей. Часто родители стараются побыстрее прибрать игрушки сами, и поэтому дети делают вывод, что дома можно не убирать за собой. Наблюдая за детьми, можно сразу отметить, кто из детей дома игрушки не убирает. Они и в группе стараются чтобы за них это сделал кто-то другой.
Общественно-полезный труд играет большую роль, как в детском коллективе, так и дома.
Необходимо заинтересовать в выполнении какого-либо задания. Вместе с детьми выполнять задание до конца. По окончании задания поблагодарить всех за старания и участие, а детей, которые не захотели трудиться нельзя ругать, стыдить. Это самый неудачный способ в воспитании самостоятельности. Необходимо предложить ребенку такое поручение, которое он будет выполнять с удовольствием.
Например: 1 день- ремонт книг; 2 день – стирка одежды для кукол, купание кукол; 3 день – мытье строительного материала; 4 день – мытье машин; 5 день – ремонт настольных игр.
Не бойтесь дома доверять ребенку заправлять за собой постель, сервировать стол. В группе они уже, совместно с младшим воспитателем: сервируют стол; убирают за собой посуду после приема пищи; готовят свое рабочее место к занятиям; наводят порядок после занятий.
И, если дети будут знать, каким общественно-полезным трудом они будут заниматься, и кто за это ответственный, то им будет нравиться содержать в чистоте свои игрушки. И не только в саду, но и дома. Самое главное, ребенок должен получить радость от того, что его хвалит воспитатель, а дома, им довольны родители. Любой полезный навык формирует самостоятельность ребенка.
Весь учебный год мы старались, чтобы дети приходили в детский сад с радостью, а уходили домой с желанием снова прийти в группу к своим сверстникам. Рассказать своим друзьям, чем они дома занимались со своими родителями.
Особое внимание мы уделяли общению. Учили детей называть взрослых по имени отчеству. Как правильно приветствовать друг друга, в том числе и взрослого. А если вдруг случалась ссора, учили мириться. Не забывали и именинников, пели им «Каравай» и водили хоровод.
Мы предлагаем вам художественные произведения для детей, которые используются для воспитания самостоятельности и формируют навыки и умения в самообслуживании.
• «Мойдодыр» К. Чуковский
• «Девочка чумазая» А. Барто
• «Что взяла, клади на место!» З. Александрова
• «Я сама» И. Муравейко
• «Лекарство» В. Осеева
• «Маша-растеряша» Л. Воронкова.
А можно, и самим придумывать сказки, предлагая детям фантазировать. Придумывать и менять известные сказки, сочинять маленькие стишки, загадки. Мы в группе это пробовали, продолжайте и вы дома. Дайте детям волю самостоятельно проявить себя, но вы можете принять в этом интересном занятии активное участие.
Ребенок – это «зеркало» семьи. Он берет пример с вас и нас. И, так хочется, чтобы в его сознании и понимании окружающего мира мы с вами были самым лучшим примером.