Марина Лосева
Содержание работы по развитию речи у детей 6–7 лет в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Школа – один из самых важных этапов в жизни каждого человека. Школьное обучение предъявляет к ребёнку целый ряд новых для него требований. В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершина познавательных процессов — мышление и речь. Таким образом, мышление и речь тесно связаны. Благодаря речи, мы можем сделать вывод о развитии мышления у человека а, развивая наши умственные способности, мы развиваем речь. Поэтому наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность, так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. При помощи речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом, т. к., письменная речь всегда формируется на основе устной. Кроме того, речь – основа процесса общения, поэтому правильная, хорошо развитая речь предопределяет успешность коммуникативной деятельности ребёнка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы. И наоборот, неразвитая речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Слайд 1. На первом слайде представлены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Слайд 2-3. Особенности речевого развития детей 6-7 лет. Слайд 5-11.
Публикация «Содержание работы по развитию речи у детей 6–7 лет в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В нашем детском саду речевое развитие детей подготовительной группы идет в соответствии с ФГОСами и ориентируется на задачи Основной образовательной Программы д/сада по следующим направлениям. 1. Формирование словаря.
2. Формирование звуковой стороны речи. Овладение детьми правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
3. Формирование фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. 4. Формирование способности к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 5. Обучение умению пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных. 6. Формирование грамматического строя речи : умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением. 7. Развитие связной речи. Главный критерий в своей работе с детьми- доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Слайд 12. Формы работы. Слайд 13. Методы и приемы. Слайд 15-17. Основная форма работы по развитию речи это конечно же организованная образовательная деятельность, которая проводится 2 раза в неделю в соответствии с расписанием ОД. Работа по развитию речи ведется в системе. Для этого подобраны : - дидактические игры и упражнения;
- сюжетные картинки для составления рассказов;
-проведена диагностика детей по развитию речевых навыков и умений;
-проведены беседы с родителями: «Воспитание усидчивости- важное условие подготовки детей к школе», «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».
- ежедневно ведётся работа по обучению связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем,отображающих последовательность событий;
- составление рассказов по картинкам, по фотографиям, по рисункам, умение детей рассматривать картину и выделять её главные характеристики, пополнение и активизация словарного запаса детей;
-заучивание стихотворений,
- артикуляционная гимнастика;
- дидактические игры: «Буква моего имени», «Назови слова», «Употребление предлогов», «Слова из звуков»(обучение звуковому облику слова, «Придумай новое слово», «Что лишнее?», «Составь рассказ по картинке»;
-еженедельно ведётся работа по театрализованной деятельности;
-консультации для родителей : «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками, задачи ознакомления детей с книгой.», «Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии», «Воспитание ответственности у детей»,
«Застенчивость», «Роль сказки в развитии детской эмоциональности», «Причины неготовности детей к школе», «Роль театрализованной деятельности в развитии детей», «Здоровый образ жизни в семье», «Анкетирование родителей на тему : «Готовность семьи к обучению ребёнка в школе», «Использование загадок, как средство выразительности речи», «Речевая готовность ребёнка к школе», «Портрет будущего первоклассника»
Также мы посещаем с детьми библиотеку. Слайд 14.
Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других - меньше. Поэтому я ввела в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами. Слайд15. Игры- драматизации. Слайд 16. Настольный театр. Слайд 17 Дидактические игры.
В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.
Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Я рассказала родителям, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Я познакомила родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».
Например.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук : «Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку, «Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры). Игры на обогащение словаря ребё нка: «Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т. д., «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
Приготовим сок» Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из вишни. (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д. Так же я предложила игровые упражнения на развитие мелкой моторики : Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). По дороге из детского сада (в детский сад) «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди. «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.» «В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов. «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр.» Игра на обогащение словаря ребёнка «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. (бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади. .(жеребёнок) и т. п.
«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро.). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т. п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах. Подвижные игры: «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет такого» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга.» «Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки. Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребенка.
Я так же осуществляю контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимаюсь развитием мелкой моторикой рук, способствую совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, провожу работу над предложением.
Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве. Слайд 18.
А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку. Чтобы добиться хороших результатов предлагаю вам взять на вооружение : «Правила для самых упорных педагогов».