Ольга Авдеенко
Использование ЦОР в ходе работы по развитию речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Для решения задач по развитию речи дошкольников педагогу необходимо использовать в практике разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения, а также применять современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, которые помогают эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками.
Публикация «Использование ЦОР в ходе работы по развитию речи детей» размещена в разделах
Поэтому сегодня я хочу поделиться опытом – «Использования ЦОР в ходе работы по развитию речи детей, в процессе ОД в качестве современного наглядного материала.
Использование ЦОР в ДОУ
«ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.
Актуальность выбранной темы состоит в следующем: использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению и помощь в усвоении учебного материала, а так же комплексное использование информационных технологий с другими учебными предметами.
Цифровые образовательные ресурсы можно представить в виде двух групп:
информационные источники, информационные инструменты.
оригинальные тексты (хрестоматии; тексты энциклопедий; художественной литературы;
статические изображения (галереи портретов писателей; «плакаты» – изображения изучаемых объектов;
динамические изображения в кино-видео
фрагменты,
мультфильмы, анимационные модели на CD, DVD);
мультимедиа среды (информационно-справочные источники. (виртуальные конструкторы, («электронные сказки», виртуальные экскурсии и пр.).
ЦОР имеют ряд преимуществ:
- практика показывает, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
- ЦОР несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, у него повышается самооценка.
В случае применения ЦОР нужно выполнять следующий ряд требований:
САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕЖИМУ РАБОТЫ ДОУ (СанПиН 2.4.1.3049-13)
Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством компьютерных, ноутбуков, интерактивных возможностей. При использования компьютера только у 3-х летних детей на 5 мин.
-при использовании компьютера на занятиях с детьми 5–7 лет необходимо проводить в течение дня не более одного такого занятия. Возможно их применение не более трех раз в неделю в дни большей работоспособности : во вторник, в среду и в четверг.
-после завершения занятия с детьми проводится гимнастика для глаз.
-продолжительность непрерывной работы за компьютером на развивающих занятиях в виде игры: для детей 5 лет должна не превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет 15 минут.
-положение экрана видеомонитора должно соответствовать уровню глаз или быть немного ниже, но находится на расстоянии не ближе 50 см.
-ребенок, который носит очки, должен работать за компьютером в них.
Формируется банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ЦОР для работы воспитателя в развитии речи детей по следующим направлениям:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Формирование лексико-грамматических средств языка: формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений, развитие словаря.
3. Развитие связной речи (диалогической и монологической речи).
4. Подготовка детей к обучению грамоте.
Опыт использования ЦОР в развитии речи детей.
Работу над ЗКР - восприятия неречевых звуков, аудио - техника помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т. д. Для развития дикции, правильное звукопроизношение скороговорок, представленные в виде мнемотаблиц.
Для активизации и обогащения словаря использую электронный вариант картинок: «Противоположности», данная игра учит ребёнка не путать противоположные понятия (антонимы). Интерактивная игра «Найди лишнее» позволяет формировать умение называть предметы и классифицировать. Примером таких игр, являются игры «Отгадай-ка», «Один-два» по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Чей ребёнок», «Овощи и фрукты», «Животные и их жилища», «Насекомые». А, также электронные сказки: «Бычок смоляной бочок», «Сказка Колобок», «Мешок яблок» и т. д.
Развитие связной речи.
При составлении описательных рассказов использую опорные картинки в виде слайдов презентации. При обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, сюжетных картинок, при заучивании стихов использую электронный вариант мнемотаблиц.
Всё это может обеспечить компьютерная техника с её замечательными мультимедийными возможностями (анимациями). Использование ЦОР делает процесс обучения более интересным и интенсивным.
Таким образом, использование ЦОР в дошкольном образовательном процессе приведёт к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя в поисках наглядных пособий.
Использование компьютера позволило оживить совместную образовательную деятельность с детьми, вызвать положительный эмоциональный отклик с их стороны. Применение компьютерных дидактических игровых заданий даёт возможность повысить не только уровень познавательного интереса, но и уровень познавательной активности и самостоятельности мышления.
Цифровые образовательные ресурсы могут стать мощным техническим средством обучения для совместной деятельности педагогов,детей и родителей.
Интернет ресурсы:
Логопед-мастер www.logopedmaster.ru
Логопункт www.logopunkt.ru
Азбука логопеда azbukalogopeda.ucoz.ru
Развитие речи www.r-rech.ru
Болтунишка www.boltun-spb.ru
Логопедические игры
https://bibliofond.ru/view.aspx?id=514830
Заикание и его преодоление. www.zaikanie.com
Логопедический кабинет www.logos.pp.ru
ЦОР для развития фонематических представлений:
Игра «Составь слово» :
https://rechhel.blogspot.com/2010/01/blog-pos t.html
Игра «Паровозик» :
https://rechhel.blogspot.com/2009/12/blog-post.html
Материал на изученный звук и букву:
Букв и звуков https://rechhel.blogspot.com/2009/11/blog-post_29.html
ЦОР для развития лексико-грамматического строя речи.
Серия игр «Поиграем вместе!» - например:
Тема: Одежда осенью игра «Одень Таню»
https://rechhel.blogspot.com/2009/11/blog-post_06.html
Тема «Овощи» игра «Расскажи- ка» :
https://rechhel.blogspot.com/2009/09/blog-post_26.html
«Детский игровой сайт» https://pae-alina.narod.ru
«ИгробуковТека» https://igrobukvoteka.ru
«Развивашки»
https://razviv.ru/skachat-razvivaiuschie-igri-dlya-detey-do-7-let/blog.html