Альбина Меджидова
Методы и приемы работы по развитию речи в образовательном процессе подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы работы по развитию речи в образовательном процессе подготовительной группы «Б» 1 корпус
Воспитатель Меджидова А. Н.
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Публикация «Методы и приемы работы по развитию речи в образовательном процессе подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек Общепринятой в методике является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.
Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, письма, составление описательных загадок. Во всех словесных методах используются наглядные приемы : показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы. Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога. Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания. Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных.
Если говорить об опыте нашей группы, то можно сказать, что развитие речи ведется, используя все приемы и методы принятые в практике.
Наглядный метод реализуется через посещение пожарной части (закрепление темы «Профессии», музея г. Каспийска (закрепление знаний о родном крае, его истории, особенностей быта, пополнение словаря, школы №6. В ходе посещения этих объектов происходило рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление.
Но более всего на практике применяется метод опосредованного развития речи через разглядывание и обсуждение репродукций картин, иллюстраций книг, фотографии,картинок тематических. В ходе дидактических игр направленных на развитие подражательных действий. Этот метод широко применяется и на занятиях по познанию, когда дети познают материал через просмотр познавательных мультфильмов.
Использование словесного метода реализуется в ходе реализации проектной деятельности по темам «Деревья –наши друзья», «Овощи и фрукты –полезные продукты», «Сочиняем сказку по экологии». Читается тематическая литература, заучиваются стихи, загадки. Дети с удовольствием пересказывают прочитанные произведения. Ведется работа по развитию звукопроизношения через артикуляционные упражнения, дыхательные гимнастики, проговаривание чистоговорок, скороговорок., пальчиковые игры, словесные игры. Дети и на прогулках в играх используют описательные словесные методы, тем самым, развивая и обогащая речь, выявляя особенности того или иного предмета, либо героя сказки, либо предмета.
Практические методы в нашей группе реализуются через драматизацию сказок «Красная шапочка», «Чудо»,» Теремок», «Маша и медведь», «Лиса и козел», в сюжетно-ролевых играх, при декламации стихов, в ходе подвижных, хороводных игр, имитационных игр
В нашей работе мы стремимся, чтобы речь детей была построена, используя продуктивные методы. Чтобы ребенок, анализируя услышанное, старался строить свой грамматический строй речи в процессе общения и обучения.