Ксения Снитко
Содержание работы по формированию представлений о явлениях окружающей действительности
▼ Скачать + Заказать документы
Для дошкольников данной категории характерна недифференцированность представлений о живой и неживой природе; сложности словесного описания признаков и действий объектов и предметов окружающего мира; превышение уровня пассивного природоведческого словаря над активным; несистематизированность представлений о природе, которые представляют собой сумму невзаимосвязанных между собой фактов.
Публикация «Содержание работы по формированию представлений о явлениях окружающей действительности» размещена в разделах
Это обуславливается сложной структурой дефекта детей с ДЦП, включающей в себя в первую очередь нарушение двигательной сферы детей, дисгармоничное развитие психических функций, выраженные астенические проявления, сниженный запас знаний об окружающем мире, особенности речевой и эмоционально-волевой сферы.
Формирование природоведческих знаний у старших дошкольников с ДЦП осуществляется на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»// Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – раздел «Природное окружение. Экологическое воспитание». Данный раздел программы решает следующие образовательные и воспитательные задачи: развитие у детей устойчивого интереса к природе, ее живым и неживым объектам, явлениям; воспитание желания наблюдать за сезонными изменениями в природе; воспитание бережного отношения к природе; формирование практических навыков по умению ухаживать за растениями и животными.
Коррекционно – развивающая работа по ознакомлению с природой дошкольников с церебральным параличом направлена на решение вышеперечисленных задач, а также решает такие коррекционно- развивающие задачи, как обогащение чувственного опыта детей данной категории, посредством активного взаимодействия с предметами и объектами окружающей природы; формирование полноценных представлений ребенка о явлениях, объектах живой и неживой природы, активно используя практические методы обучения; расширение природоведческого словаря детей с ДЦП; развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, развитие творческих способностей; развитие моторной сферы, обогащение двигательного опыта детей; формирование экологической культуры детей с ДЦП; воспитание нравственно- этических чувств (доброты, чуткости, сострадания, сопереживания); воспитание эстетических чувств (ощущение красоты окружающего мира и желания преумножить ее).
В процессе коррекционно – развивающей работы нами используются различные методы обучения детей с ДЦП: беседа, практические работы, элементарные опыты, наблюдения, экскурсии, игры.
Коррекционно - развивающие занятия имеют различную форму : групповую, подгрупповую, индивидуальную, работу с семьей. Работа с родителями проводится по следующим направлениям: проведение бесед о необходимости развития представлений о природе у детей с ДЦП, о необходимости расширения представлений детей о природе в процессе досуга семьи, непосредственное участие родителей в коррекционно-развивающих занятиях, закрепление пройденного материала дома.
Подобная организация занятий со старшими дошкольниками с ДЦП позволяет учитывать их индивидуальные особенности и создавать благоприятные условия для дифференцированного подхода.
Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных общеобразовательных учреждениях компенсирующего вида являются занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым (воспитателям, учителям-дефектологам). Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Для формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе мы предлагаем использовать дидактическую игру «Путешествие Гномика», разработанную учителем-дефектологом Каревой В. Н. и педагогом-психологом Граевой Г. В.
Литература
1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2004.
2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
3. Титова О. В., Карева В. Н. К вопросу изучения природоведческих представлений у старших дошкольников с ДЦП // Коррекционная педагогика№ 6- 2007 г.