Приложение МААМ

Поэтапное планирование коррекционно-развивающей работы для индивидуальных программ развития

Наталья Полухина
Поэтапное планирование коррекционно-развивающей работы для индивидуальных программ развития
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие высших психических функций.

1. Развитие внимания.

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу, составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика», знакомство с игрой «Муха» — 1-й уровень (с указкой у доски, игры «Внимательный художник», «Точки», «И мы.», «Запутанные дорожки».

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля.

Публикация «Поэтапное планирование коррекционно-развивающей работы для индивидуальных программ развития» размещена в разделах

Упражнения на развитие навыков самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией, игра «Муха» — 2-й уровень (с визуальным контролем, поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров («Мозаика», «Точки», выполнение заданий «Запутанные дорожки», игра «Внимательный художник»).

Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.

Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра «Муха» — 3-й уровень (работа в умозрительном плане, игра «Кто быстрее и точнее», основанная на диагностическом тесте «Корректурная проба», поиск ошибок в тексте.

Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане.

Упражнения, аналогичные применяемым на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности.

2. Развитие памяти.

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.

Упражнения на запоминание различных предметов (5—6 предметов без учета месторасположения, игры «Внимательный художник», «Найди отличия».

Развитие визуальной и аудиальной памяти.

Упражнения, аналогичные используемым на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной аудиально.

Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память).

Упражнения, аналогичные используемым на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение «Зрительный диктант», игра «Волшебный мешочек».

Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти.

Упражнения, аналогичные используемым на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

3. Развитие аналитико-синтетической сферы

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т. д. ; различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность»; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.

Упражнения на простейшие обобщения типа «Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй девятое», несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1—2 особенностей, лежащих в основе выбора, «Противоположное слово», «Подбери пару», аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).

Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.

Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 1— 3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи 2-го типа). Игра «Угадай слово», основанная на построении «дерева понятий». Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.

Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением «логического квадрата»); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).

4. Развитие пространственного восприятия и воображения

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т. п.): «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.

Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.

Игры на перевоплощение: «Мозаика» (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, «Зашифрованный рисунок», получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.

Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.

Упражнения, аналогичные применяемым на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов «Волшебный круг» и др.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.

5. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:

— развитие слухомоторной координации;

— развитие зрительно-моторной координации;

— развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу (проба X. Бирча и Л. Бельмонт); выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).

Развитие речи.

1. Развитие восприятия речи

1. Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.

2. Развитие общего внимания и понимания речи.

3. Реакция на тексты и выполнение простых инструкций.

4. Формирование понятий о предмете.

5. Умение выбирать из нескольких предметов и картинок то, что нужно.

6. Формирование понятий о действии и предмете.

7. Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.

8. Подбор определений к предметам и объектам.

9. Выполнение инструкций, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояние.

10. Составление предложений по демонстрации действий.

11. Умение выполнять просьбы, содержащие предлоги и другие слова, которые определяют местонахождение предмета относительно другого.

12. Умение реагировать на грамматические особенности.

2. Развитие разговорной речи.

1. Довербальный период

2. Подражание действиям, звукам.

3. Использование ребенком навыков общения.

4. Развитие речи, формирование навыков общения.

5. Умение пользоваться предложениями.

6. Умение употреблять отдельные слова.

7. Умение употреблять предложения, состоящие из двух слов.

8. Умение употреблять предложения, состоящие из трех и более слов.

9. Умение употреблять грамматические категории.

3. Развитие лексико – грамматического строя речи.

1. Взаимоотношения слов и их значений.

- обобщения и подбор понятий к обобщающему слову

- синонимы

- антонимы

- многозначность слов

- родственные слова

- дифференциация глаголов близких по семантике

2. Словообразование.

- образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов (увеличительного –ищ-, пренебрежительного –ишк-, уменьшительно – ласкательных –ок-, -онок-, -енок-, -ик-, -очек-, -еньк-.)

- образование сложных слов (существительных и прилагательных)

- образование степеней сравнгения качественных прилагательных.

- образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по-, про-, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, на-.

3. Словоизменение.

- единственное и множественное число существительных в именительном и родительных падежах

- предложно – падежное управление

- род существительных

- изменение прилагательных по родам и числам

- согласование существительных с числительными, прилагательным и причастием

- вид глагола, изменение глагола несовершенного и совершенного вида

- спряжение глагола

- повелительное наклонение

- сочетаемость глагола с наречием.

3. Развитие связной речи.

1. Составление предложений по сюжетной картине.

2. Составление предложений по предметным картинкам, связанным одним сюжетом.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

4. Сочинение рассказа из личного опыта.

5. Составление рассказа – описания.

6. Составление рассказа – рассуждения.

6. Пересказ.

7. Составление окончания рассказа.

4. Развитие образной речи.

- обучение детей созданию сравнений (первый этап).

- умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап).

- составление метафор (третий этап).

- составление рифмованных текстов

Публикации по теме:

Конспект занятия с обучающимися 1-го класса «Учимся быть внимательными» Занятие для учащихся 1-х классов на тему: «Учимся быть внимательными» Цель: формирование представления о психических процессах внимания.

Перспективный план проведения игр и упражнений на развитие памяти и внимания Сентябрь: «Найди себе пару» Развивать быстроту реакции, внимание, понимание отдельных инструкций; умение удерживать их в памяти и правильно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поэтапное планирование коррекционно-развивающей работы для индивидуальных программ развития
Опубликовано: 30 марта 2015 в 15:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поэтапное планирование коррекционно-развивающей работы для индивидуальных программ развития» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Полухина (УИ 244750) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД