Светлана Кобец
Предупреждение нарушения чтения и письма
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями.
Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучать ребенка грамотному чтению и письму, тем легче ему будет учиться в школе.
Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса, бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладеть учебной программой, особенно по русскому языку.
Публикация «Предупреждение нарушения чтения и письма» размещена в разделах
Известны семьи, в которых из рода в род, «по наследству», как они говорят, все дети легко усваивают не только чтение, но и грамотное письмо («без всякой грамматики пишут без ошибок»).
Такая «врожденная» грамотность может быть объяснена, во-первых, сильно развитым зрительным вниманием и памятью; во- вторых, родители таких детей уже в раннем возрасте играют с ними в звуки и слова.
Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико – фонематического и лексико – грамматического.
Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха (умения различать одни звуки от других, фонематического слуха и синтеза (выделение определенного звука из слова или составление слов из заданных звуков).
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развития мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому); составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по заданному началу или концу и т. п.).
6. Совершенствование пространственно- временных ориентировок на себе, на листе бумаги (право, лево, верх, низ; развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь»); рядоговорение (времена года, дни недели).
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
8. Развитие тактильных ощущений (узнать какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.).
9. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв.
10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, слово, предложение); составление схем и т. д.
Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями, для предупреждения ошибок чтения и письма.
Работа по предупреждению ошибок чтения и письма будет успешной, если логопеды, воспитатели и родители объединят свои усилия.