Соболева Татьяна
Содержание и организация наблюдений и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание и организация наблюдений и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста.
При организации прогулок происходит интеграция образовательных задач всех образовательных областей, что обеспечивает целостность образовательного процесса, непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Публикация «Содержание и организация наблюдений и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога.
Кроме того, доказано, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы формирует у детей отчетливые представления о животных, растениях и сезонных природных явлениях.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым, в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями живой и неживой природы. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Использование художественного слова при наблюдениях помогает усилить впечатления детей объекта наблюдения. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы, заклички, приговорки — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.
При проведения наблюдения необходимо стремиться как можно чаще говорить о природе на фоне самой природы, учиться не только рассказывать, но и слушать ребенка, устраивать секунды молчания и тишины, которые позволяют сосредоточиться детям в поиске ответа на вопрос, придерживаться принципа: слово – вслед за чувственным восприятием, а не наоборот, в этом случае у ребенка формируется полноценное знание, поощрять попытки детей выдвигать гипотезы.
Необходимо заранее определить время, когда будет проводиться наблюдение. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Объектами наблюдений могут быть :
• Живая природа: растения и животные;
• Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
• Труд взрослых.
Виды наблюдений :
• Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т. д.
• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями объекта;
3. идет накопление представлений у детей;
4. проводятся сопоставления;
5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Главным результатом наблюдения как метода познания становится нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное детьми открытие, так и возможности его дальнейшего применения в познании, труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания наблюдения педагогу необходимо подобрать приемы, методы и формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нем представление, охарактеризовать в принятых понятиях и, возможно, задаться новым вопросом.
Результатом совместной деятельности детей и педагога могут стать:
• подборки рисунков детей с изображением сезонных явлений природы (такие как, «Портрет месяца», времени года, календарного года. ,
• «Мой дневник открытий» или «Наша книга природы», состоящие из рисунков, творческих рассказов детей с описанием объектов наблюдения
• выставки «Шедевры природы», в которых в качестве экспонатов могут быть использованы природный материал и поделки из него, фотографии, книжки-малышки, альбомы, изготовленные детьми совместно с родителями,
• экологические диспуты, нацеленные на закрепление норм и правил поведения в природе, а также правил безопасности жизнедеятельности, предполагают обсуждение и решение различных проблемных ситуаций (Например, ситуации для обсуждения с такими вопросами:
1. «В грозу дети спрятались под деревом. Можно ли так поступать?»
2. На улице дождь, гроза. Мальчик решил прогуляться под металлическим зонтом. Правильно ли он делает, какой совет можно ему дать)
3. «Дождь только начался. Мама вынесла из дома и оставила под открытым небом ведро. Зачем?»,
• Различные игры, в которых дети учатся выделять противоречивые свойства объектов и явлений (н-р игра «Плохо-хорошо», объект – снегопад.
1. Хорошо, когда снег покрывает поля перед морозом, плохо - если он выпадает на первые всходы и первые цветы;
2. Приятно гулять на улице во время снегопада, плохо, если едешь в машине за рулем – ничего не видно).
3. Весенняя капель, оттепель: хорошо: снег тает, земля наполняется водой.
Плохо: тающая вода ночью замерзает, утром образуются сосульки, наледь - это опасно для жизни человека.
Ведущее место на прогулке также отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в старших и подготовительных – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в старших и подготовительных – 12 -15 минут.
Каждый месяц проходит разучивание 2-3 подвижных игр
В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через преграды, сбегание с пригорков.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры.
Роль педагога в организации подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
Педагог должен следить за соблюдением правил игры, выступать в роли арбитра. Самое главное в организации подвижных игр – увлечь и заинтересовать детей. Не стоит ограничиваться дежурной фразой «А сейчас мы будем играть в …». Важно заинтересовать детей предстоящим действием. Педагогу желательно самому стать участником игры. Предварительно следует четко объяснить правила. Одновременно с рассказом желательно показать действия, т. е. сформировать образные представления об игре. Пусть кто-то из детей повторит то, что требует особого внимания в игре. Если во время игры правила не выполняются, нужно приостановит игру, сделать доброжелательный комментарий и разъяснит в чем ошибка. В ходе игры педагог должен быть эмоционален. Если интерес к игре пропадает, можно попробовать усложнить правила, это обычно вдохновляет. Важно не пропустить момент, когда игру лучше всего завершить. Необходимо для игр готовить несложный инвентарь и иметь в запасе интересные считалки.