Люция Кузнецова
Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности
Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции.
В значительном ряде случаев специальное дошкольное обучение и воспитание корригируют нарушения в развитии и тем самым предупреждают затруднения детей при обучении в школе (Т. А. Власова, 1972).
При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми приводит к значительной компенсации дефекта.
Публикация «Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности» размещена в разделах
Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи начала развиваться с 1960 г. Вначале это были отдельные экспериментальные группы, организованные при массовых детских садах, а затем — отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи.
В логопедическом дошкольном образовательном учреждении осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нарушения, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г. В. Чиркина). Основные задачи логопедических детских садов для детей с нарушениями речи : коррекция речевого нарушения; подготовка к обучению в общеобразовательной школе; для детей с тяжелыми нарушениями речи - в специальной школе. Типовым положением определены профили специальных групп: группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН); с общим недоразвитием речи (ОНР); с заиканием. Дети с ФФН принимаются на один год с 5 лет (к этому возрасту в норме заканчивается формирование звуковой системы речи и фонематического слуха). Дети с ОНР принимаются на 2—3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития) в возрасте 3-5 лет. Дети с заиканием зачисляются в группы сроком на 1 год с 2 лет. Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи отражено в специальных программах для детей с заиканием (разработана С. А. Мироновой) и для детей с ФФН и ОНР (разработана Г. В. Чиркино и Т. Б. Фаличевой, включающих следующие разделы: игра; труд; физическое и музыкальное воспитание; развитие элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим миром; изобразительная деятельность и конструирование; развитие речи (специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно-предупредительной работы.
В нашей стране открывается все больше пунктов коррекционно-педагогической помощи в детских садах общего типа. Логопед оказывает консультативную и коррекционную помощь детям преимущественно с нарушениями произношения по типу амбулаторного приема. Логопед проводит групповые и индивидуальные занятия регулярно - 1 -2 раза в неделю или консультативно - 1 раз в месяц. Группы комплектуются соответственно возрасту и характеру речевого нарушения.