Светлана Рыжова
Формы работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ как условие обеспечения качественного образования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Для детей, имеющих двигательные нарушения, физическое воспитание имеет важное значение как коррекционно -воспитательное средство.
Задачами физического воспитания являются :
Публикация «Формы работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ как условие обеспечения качественного образования в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
-Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма ребенка с ограниченными возможностями.
-Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков детей с ограниченными возможностями, обучение их новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний.
-Развитие основных двигательных качеств.
-Формирование привычки и воспитание устойчивого интереса детей с ограниченными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Формы работы по физическому воспитанию детей
-Утренняя гимнастика.
Проводится ежедневно во всех группах. В зависимости от возраста детей ее продолжительность составляет: на 1 году обучения – 5 минут, на 2 году обучения – 7 минут, на 3 году обучения – 10 минут, на 4 году обучения – 12 минут. В процессе проведения гимнастики рекомендуется использовать различные виды ходьбы и бега, игровые подражательные движения, обще развивающие упражнения, подвижные игры, игры с речевым сопровождением, а также потешки, небольшие стихотворения и считалки. Для создания положительного эмоционального фона, хорошего, бодрого настроения у детей возможно использование музыкального сопровождения.
Физкультурные занятия
Цель и задачи физкультурных занятий:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать физические качества;
- удовлетворять естественные потребности в движении;
обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
- дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;
- создать условия для разностороннего развития детей.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (2 раза – в физкультурном зале, 1 раз – на прогулке). Продолжительность занятий на 1 году обучения – 15 минут, на 2 году обучения – 20 минут, на 3 году обучения – 25 минут, на 4 году обучения – 30 минут.
- Физкультминутки
Кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Физкультминутки проводятся в интервалах между занятиями и во время занятий, требующей умственной нагрузки. Обычная продолжительность физкультминуток – от 1 до 3 минут в зависимости от возраста детей.
-Подвижные игры
Подвижные игры организуются в течение дня во всех возрастных группах. Они позволяют детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. Содержание и организация подвижных игр соотносятся моментом изучения определенного раздела программного материала по физкультуре, с местом проведения. Необходимо гибко сочетать фронтальную и подгрупповую организацию, в зависимости от возможностей детей. Важно, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие в подвижной игре.
-Самостоятельная двигательная деятельность
Самостоятельная двигательная деятельность способствует укреплению здоровья, улучшению физического развития, деятельности сердечно сосудистой, дыхательной систем, системы кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей. Она основана на полной свободе выбора игр и упражнений ребенком. Для этого в групповых помещениях и на прогулочных площадках должно выделяться место для физических упражнений и подвижных игр, создавая при этом соответствующие условия. Физкультурное оборудование и атрибуты для подвижных игр должны присутствовать в группе в необходимом количестве.
-Физкультурные упражнения на прогулке
Ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста должна составлять не менее 4–4, 5 часов и организовываются 2 раза в день: в первую половину дня, до обеда, и во вторую половину дня. Во время прогулок могут быть использованы: подвижные игры, бессюжетные народные игры (серсо, кольцеброс, кегли, в старшем возрасте – элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей). В жаркую погоду проводятся игры с водой, езда на велосипеде; зимой – катание на санках, лыжах, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, катание с ледяной горки.
-Гимнастика пробуждения
Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус,а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика пробуждения может проводиться в следующих видах: разминка в постели и самомассаж; гимнастика игрового характера; гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса; пробежки по массажным дорожкам.
-Закаливание в сочетании с физическими упражнениями.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма и повышает его устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов среды, развивает выносливость организма ребенка. При относительно легких формах ограничения двигательных, сенсорных, интеллектуальных возможностей особое значение приобретают специальные методы закаливания – воздушные и водные процедуры. Способы и время начала закаливания необходимо согласовать с врачом, интенсивность процедур следует увеличивать постепенно.
Отечественными учеными доказано, что воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики; дети проявляют всё большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют самостоятельность, уверенность в своих силах.