Тупаева Гульчехра
Содержание, формы и методы формирования патриотизма у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обращаясь к анализу педагогических аспектов формирования патриотизма, следует помнить о том, что отечественные педагоги трактовали патриотизм как любовь к Отечеству. Впервые динамику развития патриотизма детей с момента его становления до проявления в деятельности проследил Н. А. Добролюбов. В дальнейшем, в педагогических исследованиях были выделены этапы развития патриотизма, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе.
Публикация «Содержание, формы и методы формирования патриотизма у старших дошкольников» размещена в разделах
Первый этап, определяемый как «инстинктивный патриотизм», выражается на подсознательном уровне. Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее народности К. Д. Ушинского: «…как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями», опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей сознательного патриотизма.
Второй этап выражается в потребности в любви к ближним и может быть охарактеризован как привязанность к социальной среде – к окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т. д. Необходимо помнить, что Родина – это не только страна с определенным языком, историей, обычаями, но еще и люди, поэтому отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, «особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому», - писал Я. А. Коменский.
Третий этап, вытекающий их предыдущего – это привязанность к природной среде с ее климатом, природными условиями, ландшафтами, всем, что вызывает у взрослого человека теплые детские воспоминания.
Содержание четвертого этапа представляет собой привязанность к духовной среде – народному творчеству, литературе, искусству, религии и т. д. Особое место здесь занимает знание и уважительное отношение к родному языку.
Пятый этап – формирование осознанного чувства семьи, или в более широком смысле – чувства родного. Его основу составляют общая жизнь, радости и трудности семьи, общие интересы, обеспечивающие нравственную связь членов семьи.
Шестой этап заключается в изучении историко-культурного развития других народов в переход от идеи своего народа к идее народа и государства в целом. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.
Последний, седьмой этап связан с проявлением активного характера патриотизма, проявляющегося в практической деятельности на благо своей Родины.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. В особенности важно это на этапе дошкольного детства.