Наталья Кротова
Содействие успешной социализации и составлению социокультурного опыта детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕЙСТВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ (МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕРЕМОК»)
Кротова Наталья Викторовна,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 п. Разумное
Белгородского района Белгородской области»
Публикация «Содействие успешной социализации и составлению социокультурного опыта детей раннего возраста» размещена в разделах
Аннотация: в статье дается обоснование актуальности проблемы содействия успешной социализации и становлению социокультурного опыта детей раннего возраста в соответствии с возрастными особенностями. Авторы делятся опытом работы по содействию успешной социализации и становлению социокультурного опыта детей раннего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет.
Ключевые слова: социализация, опыт, социокультурный опыт, ранний возраст, образовательная программа дошкольного образования «Теремок».
PROMOTION OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION AND FORMATION OF SOCIO-CULTURAL EXPERIENCE OF YOUNG CHILDREN IN ACCORDANCE WITH AGE CHARACTERISTICS (MATERIAL BASED ON THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION "TEREMOK")
Krotova Natalia Victorovna,
Blinova Elena Olegovna
Abstract : the article substantiates the relevance of the problem of promoting successful socialization and the formation of socio-cultural experience of young children in accordance with age characteristics. The authors share their experience in promoting successful socialization and the formation of socio-cultural experience of young children within the framework of the educational program of preschool education "Teremok" for children from two months to three years.
Key words : socialization, experience, socio-cultural experience, early age, the educational program of preschool education "Teremok".
В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме организации работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми раннего возраста.
Ранний возраст является очень важным периодом для развития любого ребенка. Этот возраст приходится на период от рождения до двух лет. Ни в одном из возрастных периодов развития ребенка не наблюдается такой тесной взаимосвязи физического и интеллектуального развития. Психическое развитие ребенка раннего возраста и формирование его личности осуществляется в процессе деятельного освоения окружающей действительности, т. е. ребенок усваивает накопленный человеческий опыт через активную практическую деятельность, которая связана с отношениями со взрослыми.
Исходя из этого, мы можем говорить о том, что важным направлением в работе ДОУ является социализация и накопления социокультурного опыта у детей раннего возраста.
В рамках реализации современной образовательной программы для детей от двух месяцев до трех лет «Теремок» мы решаем эту задачу. Программа «Теремок» направлена на то, чтобы создать оптимальные условия для становления социокультурного опыта ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и образовательный запрос родителей (законных представителей).
Одной из ключевых задач в программе «Теремок» выступает «содействие успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребенка в соответствии с возрастными особенностями : культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, способы деятельности, культурные практики и др».
Уделим внимание основным понятиям: «социализация», «социокультурный опыт», «культурно-гигиенические навыки», «самообслуживание», «культурные практики»
Остановимся на обогащении культурных практик детей раннего возраста. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования педагоги ДОУ и их руководители должны создавать оптимальные условия, чтобы обогащать культурные практики детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, особенно в раннем возрасте.
Когда ребенок пытается самостоятельно помыть руки, причесаться, есть ложкой, застегивать пуговицы, садиться на горшок, то это считается не простыми рутинными бытовыми умения и навыками, а культурными практиками. Педагоги и родители должны понять, что эти, на первый взгляд, простые действия имеют важное значение и ценность.
Отмечается взаимосвязь культурных практик и активной, самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, которые основаны на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.
Рассматривая культурные практики как интегративное явление, можно выделить ряд элементов.
Чтобы расширять культурные практики у детей раннего возраста, особенно это касается периода адаптации ребенка к новым условиям и обстоятельствам, педагогу необходимо использовать различные формы и виды активности. Поэтому ребенку предлагается свободно манипулировать разными предметами и материалами; наблюдать и выполнять опыты; экспериментировать; делать собственные ошибки и пробы; участвовать в играх и художественной деятельности. В культурных практиках происходит достаточно быстрая смена видов деятельности, сочетание их в разных вариантах, иногда неожиданных для взрослых.
В итого каждый ребенок достигает индивидуального уровня культурного опыта, который представляет собой освоенную им информацию, являющуюся основной готовности к культуросообразным действиям в условиях разнообразных ситуациях.
Таким образом, ранний возраст является важным этапом развития любого ребенка, когда происходит его социализация и накопление социокультурного опыта. Работу в дошкольном образовательном учреждении в данном направлении необходимо строить с учетом индивидуальности каждого ребенка. Одним из важных направлений выступает обогащение культурных практик детей раннего возраста.
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология : Учебник. – М., 2003. – 145 с.
2. Зуева А. Д. Особенности детей раннего возраста / А. Д. Зуева, Т. В. Егорова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 48-50.
3. Крылова Н. Б. Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования. – М. : Смысл, 2010. – 45 с.
4. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И. А. Лыкова; под общей редакцией Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллова, И. А. Лыковой, О. С. Ушаковой. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2019. – 160 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.